В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" просим дать разъяснения по следующим вопросам

1. Вправе ли индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, уменьшить стоимость патента на сумму уплаченных ими в течение периода времени действия патента страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей?

Если вправе, то в каком порядке и в какие сроки производится данное уменьшение?

2. Вправе ли индивидуальный предприниматель, самостоятельно осуществляющий один из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента в случае, если:

- данная предпринимательская деятельность осуществляется им на территории муниципального образования, на которой в отношении такого вида предпринимательской деятельности введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

- данная предпринимательская деятельность осуществляется в разъездном порядке на территории нескольких муниципальных образований (на территории одного муниципального образования в отношении такого вида предпринимательской деятельности введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, на территории других муниципальных образований такой вид предпринимательской деятельности не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход)?

3. Вправе ли индивидуальный предприниматель, самостоятельно осуществляющий один из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о введении в действие упрощенной системы налогообложения на основе патента, перейти с 01.01.2006 на применение данного специального налогового режима и получить в текущем году патент, действующий с указанной даты?

4. На какие периоды времени могут выдаваться патенты индивидуальным предпринимателям, подавшим заявления на получение патента в первом, во втором или в третьем кварталах календарного года?

5. Вправе ли налогоплательщики, получившие по итогам 9 месяцев 2005 г. доходы в размере, не превышающем 15 млн руб., перейти с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения?

6. Вправе ли налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", изменить с 01.01.2006 в соответствии с нормами п. 2 ст. 346.14 Кодекса данный объект налогообложения на объект налогообложения "доходы"?

7. Вправе ли налогоплательщики, прекратившие с 01.01.2006 (в течение 2006 г.) в отношении осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в связи с утратой силы закона субъекта Российской Федерации о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (в соответствии с нормативно-правовым актом муниципального района о введении в действие данного специального налогового режима), перейти на упрощенную систему налогообложения, в случае если такие виды деятельности осуществляются на территории нескольких субъектов Российской Федерации (муниципальных районов), в том числе на территории тех субъектов Российской Федерации (муниципальных районов), на которых в отношении данных видов предпринимательской деятельности применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход?

Если вправе, то в каком порядке данными налогоплательщиками должна применяться упрощенная система налогообложения?

8. В каком порядке с 01.01.2006 налоговые органы должны осуществлять постановку на учет плательщиков единого налога на вмененный доход по каждому месту осуществления деятельности?

Учитывая, что в настоящее время большинство действующих территориальных налоговых инспекций являются органами межрайонного (межмуниципального) уровня, постановка налогоплательщиков на учет в каждом муниципальном образовании не представляется технически возможной.

Кроме того, следует отметить, что для указанных выше целей гл. 26.3 Кодекса не определено понятие места осуществления деятельности.

В связи с этим возникают проблемы с определением данного места, в первую очередь, для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по оказанию автотранспортных услуг, по оказанию услуг, связанных с распространением и (или) размещением наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах, по оказанию услуг, связанных с временным размещением и проживанием, а также услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли.

Учитывая специфические особенности данных видов предпринимательской деятельности (в большинстве случаев договоры на оказание услуг заключаются и расчеты за их исполнение производятся по месту нахождения налогоплательщика, а сами услуги оказываются налогоплательщиком в других местах), полагаем, что местом их осуществления должно признаваться место нахождения налогоплательщика.

9. Обязаны ли налогоплательщики производить исчисление и уплату единого налога на вмененный доход по каждому муниципальному образованию, на территории которого ими велась в течение истекшего налогового периода предпринимательская деятельность?

Необходимо ли уменьшать исчисленные по каждому муниципальному образованию суммы единого налога на сумму уплаченных за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумму выплаченных в течение данного периода времени пособий по временной нетрудоспособности?

10. Относится ли к облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв. м, деятельность гостиниц, кемпингов, домов отдыха, пансионатов и т. п.?

Какие помещения объектов предоставления данных услуг признаются спальными помещениями? На основании каких документов налогоплательщиками должна определяться площадь используемых для осуществления указанной деятельности спальных помещений?

11. Чем следует руководствоваться при обложении ЕНВД предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса)?

12. Каким критериям должны соответствовать градо - и поселкообразующие рыбохозяйственные организации в целях признания их плательщиками ЕСХН?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44

Министерство финансов Российской Федерации в ответ на письмо и в связи с поступающими запросами налогоплательщиков по применению специальных режимов налогообложения разъясняет следующее.

1. Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регламентирующая порядок применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения, дополнена ст. 346.25.1 об особенностях ее применения индивидуальными предпринимателями на основе патента.

Пунктом 1 ст. 346.25.1 Кодекса предусмотрено, что на индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения на основе патента, распространяются нормы, установленные ст. ст. 346.11 - 346.25 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 Кодекса.

Поэтому указанные индивидуальные предприниматели, в соответствии со ст. 346.21 Кодекса, вправе уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за соответствующий период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Уменьшение стоимости патента на сумму страховых взносов производится при оплате в соответствии с п. 10 ст. 346.25.1 Кодекса оставшейся стоимости патента по окончании периода, на который был получен патент.

2. В случае принятия нормативных правовых актов представительными органами муниципальных районов и городских округов, законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе по которым соответствующими субъектами Российской Федерации введена упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента в соответствии со ст. 346.25.1 Кодекса, по этим видам деятельности индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход.

Если индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в разъездном порядке в разных муниципальных образованиях и по этому виду деятельности субъектом Российской Федерации разрешено применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, а в одном из этих муниципальных образований для этого вида деятельности принят нормативный правовой акт (закон) о введении единого налога на вмененный доход, то этот индивидуальный предприниматель обязан уплачивать единый налог на вмененный доход в бюджеты тех муниципальных образований, в которых такой налог введен, а в муниципальных образованиях, в которых единый налог на вмененный доход не введен, индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.

При исчислении единого налога на вмененный доход для уплаты в бюджет муниципального образования индивидуальный предприниматель вправе скорректировать базовую доходность на коэффициент базовой доходности К2, учитывающий, в частности, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности на территории этого муниципального образования.

3. В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ ст. 1 указанного Закона вступает в силу с 1 января 2006 г.

В случае принятия решения о введении в действие на территории субъекта Российской Федерации упрощенной системы налогообложения на основе патента с 1 января 2006 г. этот субъект Российской Федерации должен своим законом определить конкретный перечень видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса), а также размеры потенциально возможного к получению годового дохода по видам деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, и, соответственно, официально опубликовать этот закон.

В этом случае заявления о переходе с 1 января 2006 г. на упрощенную систему налогообложения на основе патента индивидуальные предприниматели могут подавать в налоговые органы, которые должны их принимать, уже в 2005 г. после официального опубликования указанного закона. Однако официальное опубликование закона и подача заявления должны быть не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента, то есть до 1 декабря 2005 г. При этом выдача патентов индивидуальным предпринимателям может осуществляться налоговыми органами только после 1 января 2006 г.

4. Пунктом 4 ст. 346.25.1 Кодекса предусматривается выдача патента на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Указанные сроки действия патента могут устанавливаться с начала квартала (с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля, с 1 октября) на 3, 6, 9 и 12 месяцев. Эти сроки могут переходить на следующий календарный год. Например, патент, выдаваемый на год с 1 июля 2006 г., будет действовать до 30 июня 2007 г. Если на 2007 г. законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, на который выдан патент, изменился по сравнению с 2006 г., то окончательная стоимость патента по этому виду деятельности рассчитывается отдельно за 2006 и 2007 гг. исходя из размера потенциально возможного к получению дохода, установленного законами субъекта Российской Федерации на 2006 и 2007 гг.

5. В настоящее время для перехода на упрощенную систему налогообложения применяется ограничение, предусмотренное п. 2 ст. 346.12 Кодекса, в соответствии с которым организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Кодекса, не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость).

Поправка, внесенная Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которая вступает в силу с 1 января 2006 г., устанавливает показатель в виде доходов, определяемых в соответствии со ст. 248 Кодекса, то есть будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы. Таким образом, в 2006 г. при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г. будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 г.

При подаче заявления в 2005 г. о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2006 г. продолжает действовать ограничение, согласно которому доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Кодекса, не должен превышать 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость).

6. Согласно пп. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.14 Кодекса, согласно которым объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в течение трех лет с начала применения указанной системы налогообложения.

В связи с этим, по нашему мнению, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы за вычетом расходов", могут изменить объект налогообложения с 1 января 2006 г., о чем они должны уведомить налоговый орган до 1 января 2006 г.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и выбравшие объектом налогообложения "доходы", вправе с 1 января 2006 г. изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 г.

7. Если организации и индивидуальные предприниматели осуществляют с 1 января 2006 г. деятельность на территориях нескольких муниципальных образований, в некоторых из которых приняты нормативные правовые акты представительными органами муниципальных районов и городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, эти организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения по доходам, получаемым в муниципальных образованиях, в которых не введен единый налог на вмененный доход по осуществляемым ими видам деятельности, и должны уплачивать единый налог на вмененный доход в муниципальных образованиях по видам деятельности, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход.

В этом случае организации и индивидуальные предприниматели должны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.

Налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уплачивается в бюджет по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет.

8. В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Под местом осуществления деятельности в целях п. 2 ст. 346.28 Кодекса следует понимать место нахождения физических показателей (объекты, в которых осуществляется предпринимательская деятельность), а если эти физические показатели используются по видам предпринимательской деятельности, носящим передвижной характер, - место получения дохода от этой предпринимательской деятельности.

Поэтому необходимо внести изменения в порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденный Приказом МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722. После уточнения совместно с ФНС России указанного порядка новая его редакция будет утверждена Минфином России.

9. Согласно новой редакции п. 2 ст. 346.32 Кодекса с 1 января 2006 г. сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Сумму единого налога на вмененный доход следует исчислять по каждому муниципальному образованию с учетом положений п. 2 ст. 346.32 Кодекса.

В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в форму налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход и порядок ее заполнения, позволяющие производить уплату единого налога в бюджет конкретных муниципальных образований.

10. На уплату единого налога может переводиться предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию с использованием объектов, используемых для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т. п.), общая площадь спальных помещений которых не превышает 500 кв. м.

Действующими в настоящее время нормативными правовыми актами не дано понятия "спальное помещение". Поэтому, по нашему мнению, под спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного размещения и проживания, а под общей площадью спальных помещений - общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других средств временного размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на средства временного размещения и проживания и других документов, содержащих информацию об указанных объектах налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При этом при расчете площади спальных помещений в объектах гостиничного типа (гостиницах, кемпингах, пансионатах и т. п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры, санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.).

Если в указанных объектах (гостиницах, пансионатах, кемпингах и т. п.) осуществляются иные виды предпринимательской деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, то по ним единый налог на вмененный доход исчисляется отдельно.

11. При налогообложении единым налогом предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса), нужно руководствоваться следующим.

Согласно ст. 346.27 Кодекса площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Поэтому на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих торговых залов.

Статьей 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места.

Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах должна переводиться на уплату единого налога на вмененный доход. Это относится и к передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в культурных и (или) выставочных центрах, на время проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий.

Также должны уплачивать единый налог на вмененный доход рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам.

В случае передачи администрацией рынка в аренду всего или части здания рынка нескольким хозяйствующим субъектам с правом передачи стационарных торговых мест в субаренду единый налог на вмененный доход должны уплачивать и рынок, и лица, арендующие торговые места с целью их передачи в субаренду.

Если торговые места на рынке в отдельные дни не будут использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами не будет производиться, в соответствии с новой редакцией ст. 346.29 Кодекса налоговая база по единому налогу на вмененный доход может быть скорректирована на коэффициент К2, учитывающий фактический период времени осуществления деятельности.

12. Федеральным законом от 29.06.2005 N 68-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2006 г., п. 1 ст. 346.2 Кодекса дополнен нормой, в соответствии с которой в целях гл. 26.1 Кодекса к сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены также градо - и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным абз. 3 п. 7 ст. 333.3 Кодекса.

В соответствии с абз. 3 п. 7 ст. 333.3 Кодекса градо - и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 г. не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.

Таким образом, если градо - и поселкообразующая российская рыбохозяйственная организация отвечает критериям, предусмотренным абз. 3 п. 7 ст. 333.3 Кодекса, она вправе перейти с 1 января 2006 г. на уплату единого сельскохозяйственного налога после подачи заявления в налоговый орган в порядке, предусмотренном гл. 26.1 Кодекса.

Прошу довести изложенное до сведения территориальных налоговых органов.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С. Д.ШАТАЛОВ

26.09.2005