Правомерно ли включение в состав рекламных расходов затрат на оплату услуг рекламного агентства, связанных с размещением информации о товарах (пиве) и торговой организации (реализующей эти товары) на щитах и на самоклеющихся плакатах, расположенных, соответственно, на сводах эскалаторов и в вестибюлях метро, а также на внутренней поверхности вагонов электропоездов, для целей налогообложения прибыли организации, занимающейся оптовой торговлей импортными товарами (пивом)?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Особенности определения расходов на рекламу определены в ст. 264 НК РФ.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 части второй НК РФ для целей налогообложения принимаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

Исходя из положений п. 4 ст. 264 части второй НК РФ к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

1) расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

2) расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

3) расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Перечисленные выше расходы на рекламу принимаются полностью для целей налогообложения. Все же остальные затраты, носящие рекламный характер и не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 части второй НК РФ, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 части второй НК РФ.

К сведению налогоплательщиков, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (с последующими изменениями) установлено, что распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном п. п. 2 и 3 ст. 14 Закона "О рекламе".

Реклама в виде щитов на эскалаторах и в вестибюлях метро не может быть отнесена к наружной рекламе, так как не отвечает требованиям, изложенным в ст. 14 Закона "О рекламе".

Таким образом, расходы на рекламу в виде щитов на эскалаторах и в вестибюлях метро могут быть отнесены к расходам на иные виды рекламы, принимаемым для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ как расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 указанного пункта, в составе прочих расходов, в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, и при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Статья 15 Закона "О рекламе" выделяет рекламу на транспортных средствах в отдельный вид рекламы, не совпадающий с признаками и порядком размещения наружной рекламы.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона "О рекламе" распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество.

При этом в соответствии с кодом 60.21.23 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность метрополитена относится к деятельности прочего сухопутного транспорта разд. I "Транспорт и связь".

Исходя из вышеизложенного расходы на рекламу в вагонах электропоездов (расположенную как внутри, так и снаружи транспортного средства), осуществляемую в соответствии с требованиями ст. 15 Закона, относятся к расходам на рекламу на транспортных средствах, принимаемым для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, в размере, предусмотренном абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Г. Ч.Парфенова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

23.09.2005