При проведении проверки правильности начисления и уплаты налога на прибыль в рамках выездной проверки организации налоговой инспекцией предъявлены претензии в том, что применяемые формы первичной учетной документации не соответствуют действующим утвержденным формам. В каком порядке налоговые органы доводят до организаций-налогоплательщиков перечни действующих альбомов унифицированных форм первичной учетной документации?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами, которые уменьшают полученные налогоплательщиком доходы, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 указанной статьи.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 (п. 1) функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий возложены на Государственный комитет Российской Федерации по статистике (в настоящее время - Федеральная служба государственной статистики).

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835, п. 5 Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденного совместным Постановлением Госкомстата России от 29.05.1998 N 57а и Минфина России от 18.06.1998 N 27н, а также Письму МНС России от 27.08.1999 N ВГ-6-16/685 предоставление альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий пользователям на договорной основе поручено территориальным органам статистики.

В компетенцию налоговых органов указанные вопросы не входят.

В. П.Колодий

Советник налоговой службы РФ

III ранга

16.09.2005