Могут ли налоговые органы проводить выездную налоговую проверку, фактически не присутствуя на территории налогоплательщика, но запрашивая копии необходимых документов?

Ответ: Статья 89 Налогового кодекса РФ устанавливает четкие сроки проведения выездной налоговой проверки. При этом определено, что срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Конституционный Суд РФ в п. 3.2 Постановления от 16.07.2004 N 14-П отметил, что срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика.

Исходя из вышеуказанных норм если проверяющие не находятся на территории налогоплательщика, а только запрашивают необходимые для проведения проверки документы, то срок проверки равен нулю. При этом срок проверки указывается в справке о ее проведении и в акте проверки (ст. ст. 89, 100 НК РФ, п. 1.10.2 Инструкции о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138). Получается, что проверка фактически не проводилась.

Кроме того, осуществление выездной налоговой проверки на территории налогового органа путем исследования копий документов влечет дополнительные расходы налогоплательщика, в частности на изготовление копий и их представление в налоговый орган.

Таким образом, исходя из вышесказанного выездная налоговая проверка должна проводиться на территории налогоплательщика и налоговый орган, на наш взгляд, не вправе проводить ее, фактически не присутствуя на указанной территории.

Т. Г.Заграничная

Издательство "Главная книга"

15.09.2005