Особенности правового режима РИД, полученных для обеспечения национальной безопасности научными и образовательными учреждениями

(Беляев Н. Н.)

("Юридический мир", 2014, N 3)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА РИД, ПОЛУЧЕННЫХ

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАУЧНЫМИ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Н. Н. БЕЛЯЕВ

Беляев Николай Николаевич, начальник курса, преподаватель Академии ФСО России.

В статье рассматривается правовой режим результатов интеллектуальной деятельности (РИД), полученных для обеспечения национальной безопасности научными и образовательными учреждениями. С учетом особенностей по ограничению в использовании автором предложен вариант повышения эффективности использования полученных РИД.

Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, правовой режим, секретное изобретение, научные и образовательные учреждения, некоммерческие общества.

Peculiarities of legal regime of intellectual property, received for national security protection by scientific and educational establishments

N. N. Belyaev

Belyaev Nikolaj Nikolaevich, the head of the course, the teacher of the Academy of federal security service of Russia.

This article examines the legal regime of the results of intellectual activity (RIA) of the national security research and educational institutions. Having features to restrict the use of the author proposed a variant of increase of efficiency of use of the received results of intellectual activity.

Key words: results of intellectual activity, the legal regime, secret invention, scientific and educational institutions, non-profit society.

РИД, получаемые для обеспечения национальной безопасности, проводятся в основном научными и образовательными учреждениями в рамках государственного оборонного заказа на договорной основе. В настоящей статье мы рассмотрим правовой режим РИД, полученных научными и образовательными учреждениями в интересах национальной безопасности государства на основе договорных обязательств, под которым будем понимать систему правовых средств, определяющую нормативно предписанный комплекс дозволений, запретов и позитивных обязываний субъектов обеспечения национальной безопасности государства по вопросам защиты этих результатов, а также распределения прав на них с предоставлением возможности всем заинтересованным субъектам действовать наиболее рациональным путем по их применению в условиях проявления различных опасностей и угроз для эффективного исполнения своих функций.

В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК РФ [2] основными РИД в области национальной безопасности, подлежащими охране, являются:

- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

- базы данных;

- изобретения;

- полезные модели;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау) в научной сфере.

Законодательством РФ наиболее подробно регламентированы вопросы правовой охраны изобретений и полезных моделей, включая и те, сведения о которых составляют государственную тайну (секретное изобретение). Под термином "секретное изобретение" подразумеваем полученное при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ новое техническое решение, промышленно применимое в военной, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной, антитеррористической и иных областях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, представляющее собой результат интеллектуальной деятельности, сведения о котором составляют государственную тайну. Алгоритм получения патента на секретное изобретение подробно анализируется Е. Н. Холоповой и А. В. Дегтяревым [4].

В то же время вопросы, связанные с правовой охраной полезных моделей, программ для ЭВМ, баз данных, секретов производства и топологий интегральных микросхем, получаемых с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в российском законодательстве, в том числе в рамках понятия составного изобретения, трактуются иначе.

Так, полезные модели хотя и являются объектами патентных прав (п. 1 ст. 1349 ГК РФ [2]), однако в соответствии с п. 3 этой же статьи патентная охрана им, а также промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, не предоставляется.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 1262 ГК РФ [2] программы для ЭВМ и базы данных могут быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, при этом регистрации подлежат только те программы для ЭВМ и базы данных, которые не содержат сведений, составляющих государственную тайну. Охрану секретной информации, содержащейся в этих объектах авторского права, государство на себя не берет, полностью возлагая ответственность за ее безопасность на самих авторов.

Аналогичная ситуация прослеживается и с топологиями интегральных микросхем, которые согласно п. 1 ст. 1452 ГК РФ [2] могут быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но при отсутствии в них сведений, составляющих государственную тайну.

Правовая защита секрета производства, связанного с использованием сведений, которые составляют государственную тайну, действующим российским законодательством также не предусмотрена.

Рассматривая основные РИД в области национальной безопасности, можно говорить о двух направлениях их правового регулирования. Первое направление - это интеллектуальная составляющая, т. е. конфиденциальная информация, в отношении которой установлен режим государственной, служебной, профессиональной или иной тайны, охраняемой нормами информационного и уголовного права. Второе направление - это технология производства, охраняемая нормами гражданского права.

Действительно, в ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне" одним из условий доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, является сохранение конфиденциальности этой информации. С другой стороны, безопасность ноу-хау регламентирована, например, п. 2 ст. 1468, п. 3 ст. 1469, п. 2 ст. 1470 ГК РФ [2]. Таким образом, один и тот же вид сведений, сочетающий в себе как информационный, так и интеллектуальный элементы (а подобную совокупность образуют практически все рассматриваемые секретные изобретения в широком значении), могут регулироваться различными отраслями права, в частности гражданским и информационным.

Вместе с тем для защиты секретных ноу-хау применения одних лишь норм гражданского и информационного законодательства явно недостаточно. Помимо Закона РФ о государственной тайне, относящегося к информационному законодательству, в данном случае должны использоваться нормы уголовного законодательства, предусматривающего соответствующие карательные (штрафные) санкции за нарушение правового режима секретной информации.

Получаемые в этом случае РИД, а также их материальные носители и информация о них вовлекаются в сферу действия системы защиты, определяемую как совокупность самих органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Таким образом, особенностями защиты РИД, получаемых при исполнении договорных обязательств в интересах национальной безопасности Российской Федерации научными и образовательными учреждениями, в так называемом беспатентном режиме признана совокупность норм гражданского, уголовного и информационного права, представляющих, по сути, комплексный институт права.

Эффективно реализовать на практике выявленные особенности правового режима РИД, полученных для обеспечения национальной безопасности научными и образовательными учреждениями, возможно при разработке методов управления процессами правовой защиты и распределения прав на РИД за счет создания некоммерческих организаций.

В статье под словосочетанием "некоммерческая организация" следует понимать организацию (юридическое лицо) с государственной формой собственности, создаваемую при участии государственных учреждений для осуществления научно-технической деятельности на договорной основе с иными организациями, в разрешенной соответствующими лицензиями сфере деятельности, реализующую право на сопровождение полученных РИД с целью их последующего вовлечения в хозяйственный оборот.

С учетом специфики рассматриваемых РИД решение о создании некоммерческих организаций возможно при участии военной организации, определяемой как самостоятельная организационная структура, входящая в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск, воинских формирований и органов, с функциями по защите государства военными средствами, имеющая свои отличительные знаки и обозначения, финансируемая из федерального бюджета, деятельность которой наряду с общегражданским законодательством регулируется специальными нормативными актами.

Согласно положениям § 5 ч. I ГК РФ некоммерческими организациями с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников признаются потребительские кооперативы, фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) [1].

Создание казенного предприятия возможно в том случае, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования, если есть необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий, использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации; разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации, а также производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Одним из вариантов создания некоммерческой организации является форма научно-производственного общества (объединения юридических лиц), предназначенного для создания образцов новейшей техники в оборонном секторе экономики.

Одним из важных преимуществ создания научно-производственных обществ в современных условиях, по мнению И. Г. Тепловой [5], является то, что при адаптации к новым условиям хозяйствования появляется возможность применения двойных технологий, т. е. технологий, позволяющих выпускать продукцию оборонного назначения, которая может использоваться и в области производства гражданской продукции.

Еще одним из преимуществ создания некоммерческих организаций является упрощенное правовое регулирование имущественных отношений, связанных с распределением и дальнейшим использованием прав на рассматриваемые РИД. При участии в создании некоммерческой организации представителей нескольких органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении национальной безопасности, вопросы, связанные с законодательным закреплением прав на результаты договорных обязательств за заказчиком, если он (или одно из его структурных подразделений) будет являться учредителем, сведутся к обычной формальности.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что организационно-правовой формой создания оптимальных условий для осуществления функций по разработке и вовлечению в хозяйственный оборот РИД в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации призвана стать некоммерческая организация - учреждение или объединение юридических лиц.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. от 6, 8 декабря 2011 г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изм. и доп. от 6, 8 декабря 2011 г.) // Российская газета. 2006. 22 декабря.

3. О коммерческой тайне (с изм. и доп. от 11 июля 2011 г.): Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4291.

4. Холопова Е. Н., Дегтярев А. В. Алгоритм получения патента на секретное изобретение // Право в вооруженных силах. М., 2012. С. 24 - 26.

5. Теплова И. Г. Управление взаимодействием хозяйствующих субъектов в интегрированном научно-производственном комплексе: Дис. ... канд. эконом. наук. Барнаул: АГТУ, 2004.

Название документа