ОАО просит дать разъяснения по вопросам применения льгот по налогу на имущество организаций

1. В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

При этом НК РФ не содержит исключений в части предоставления льготы при одновременном использовании этих объектов как для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, так и для иных нужд, то есть при использовании данного имущества для целей, указанных в п. 7 ст. 381 НК РФ, не в полном объеме (частично). Также НК РФ не устанавливает порядок расчета части стоимости объекта социально-культурной сферы, не подлежащего налогообложению, при его частичном использовании для нужд, определенных вышеуказанным пунктом НК РФ.

Кроме того, согласно ст. ст. 374, 375 НК РФ объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, единицей которого является инвентарный объект. Но законодательство РФ о бухгалтерском учете не предусматривает ведение раздельного учета частей единого инвентарного объекта, используемого в различных видах деятельности.

Вправе ли ОАО применить льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, одновременно используемых как для нужд, указанных в п. 7 ст. 381 НК РФ, так и для иных нужд?

2. В соответствии с п. 8 ст. 381 НК РФ в течение 2004 г. налогоплательщики имели право использовать льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве. Какие документы необходимо представить в налоговый орган для подтверждения права на использование указанной льготы?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 сентября 2005 г. N 03-06-01-04/343

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения льгот по налогу на имущество организаций и сообщает следующее.

1. Согласно п. 7 ст. 381 Налогового кодекса (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

При этом льгота предоставляется в отношении имущества, учитываемого на балансе организации и используемого в рамках указанной деятельности, соответствующей определенным уставом (положением) целям и задачам создания организации.

Под объектами социально-культурной сферы, в отношении которых предоставляется льгота, необходимо понимать основные средства, входящие в состав единого обособленного комплекса имущества, функционально и организационно предназначенного для ведения организацией указанных выше видов деятельности.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета объекта, относящегося к основным средствам и являющегося единым инвентарным объектом, в случае использования его для различных целей. Деление стоимости такого объекта для целей налогообложения на основании каких-либо показателей гл. 30 Кодекса не предусматривает.

Таким образом, если один и тот же объект основных средств используется для осуществления льготируемой и не льготируемой по налогу на имущество организаций деятельности, то налоговая льгота, установленная п. 7 ст. 381 Кодекса, предоставляется в целом по объекту.

2. Согласно п. 8 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в 2004 г. освобождались от налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве.

Организации, имеющие мобилизационные задания (заказы), в целях использования льготы по налогу на имущество организаций должны представить в налоговые органы перечень объектов мобилизационного назначения, законсервированных и (или) не используемых в производстве, согласованный с соответствующим органом исполнительной власти (федеральным или региональным), который уполномочен Правительством Российской Федерации устанавливать мобилизационные планы, и оформленный в установленном порядке (данная позиция, в частности, отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2004 N 15583/03).

Порядок оформления документов, необходимых для предоставления данной льготы, изложен в Рекомендациях по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, подготовленных в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 20.05.2005 N АЖ-П4-2457 и утвержденных Минэкономразвития России и Минфином России 16.08.2005.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

08.09.2005