В 2004 г. ЗАО применяло специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог
В связи с превышением по итогам 2004 г. ограничения, установленного п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации, ЗАО вынуждено было перейти с 1 января 2005 г. на общий режим налогообложения и пересчитать налоговые обязательства за 2004 г.
Среди прочих были пересчитаны налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость. При пересчете за 2004 г. был применен момент определения налоговой базы по НДС "по оплате". Возможности закрепления момента определения налоговой базы по НДС на 2004 г. у организации не было, так как в 2004 г. в организации применялась система налогообложения по ЕСХН, при которой НДС не уплачивается.
Просим разъяснить возможность применения момента определения налоговой базы по НДС "по оплате" при пересчете налоговых обязательств организацией, утратившей право уплачивать ЕСХН.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2005 г. N 03-11-04/1/20
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость сельскохозяйственными товаропроизводителями, утратившими право уплачивать единый сельскохозяйственный налог и перешедшими к общему режиму налогообложения, и сообщает следующее.
Из информации, изложенной в письме, следует, что ЗАО с 1 января 2005 г. перешло с уплаты единого сельскохозяйственного налога к общему режиму налогообложения. При пересчете налоговых обязательств организацией был применен момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) "по оплате".
В соответствии с п. 4 ст. 346.3 гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. Согласно п. 1 ст. 346.7 Кодекса для налогоплательщиков, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. п. 1 и 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, которая утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
В случае если налогоплательщик не определил, какой способ момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, то следует применять момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов.
Учитывая изложенное, для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость момент определения налоговой базы организация должна определять по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
08.09.2005