Организация является плательщиком НДПИ. Протоколом технического совещания Отдела по горному надзору и охране недр Госгортехнадзора России от 25.12.2001 были утверждены на 2002 г. нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся в разубоживающих породах. Может ли организация применить налоговую ставку 0 процентов по этим полезным ископаемым, если с 01.01.2002 в соответствии с гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации введен иной порядок утверждения этих нормативов и организация не обращалась в МПР России для их повторного утверждения?

Ответ: При применении пп. 4 и 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации следует учитывать, что отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждение вышеуказанных нормативов осуществляются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, которым утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства. Согласно этому Постановлению отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.

Следует отметить, что Письмом МПР России от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 и Госгортехнадзора России от 13.08.2002 N АС-04-35/472 в отношении нормативов потерь твердых полезных ископаемых разъяснялось, что в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" в части твердых полезных ископаемых нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 г., утвержденные в установленном порядке до вступления в силу с 1 января 2002 г. Постановления N 921, повторному утверждению не подлежат.

Применительно же к аналогичной ситуации по отнесению полезных ископаемых к некондиционным запасам и определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, никаких дополнительных разъяснений и указаний со стороны МПР России или Госгортехнадзора России не было.

Следовательно, в 2002 г. для обоснованного применения налоговой ставки 0 процентов отнесение полезных ископаемых к некондиционным запасам и определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, должны были производиться в соответствии с Постановлением N 899, т. е. МПР России.

Таким образом, применение в 2002 г. нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся в разубоживающих породах, определенных Протоколом технического совещания Отдела по горному надзору и охране недр Госгортехнадзора России от 25.12.2001 N 1002, в случае если такие нормативы не были согласованы с МПР России в установленном порядке, неправомерно.

А. В.Чугреев

Главный специалист

отдела налогов и доходов

от использования природных ресурсов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

30.08.2005