О праве налоговых органов на истребование в ходе проведения камеральной налоговой проверки первичных документов для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих данные налогового учета

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 августа 2005 г. N 03-02-07/1-224

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу представления документов налогоплательщиками при камеральных проверках сообщает следующее.

Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено подразделение всех налоговых проверок на камеральные и выездные.

Полномочия налоговых органов и порядок проведения камеральных и выездных проверок предусмотрены ст. ст. 88, 89 Кодекса.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

В соответствии с абз. 4 ст. 88 Кодекса при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, необходимые для проверки документы.

Анализ норм, предусмотренных ст. 93 Кодекса в системной связи со ст. ст. 87, 88, 89 Кодекса, позволяет сделать вывод о том, что налоговые органы вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы как при камеральной, так и при выездной налоговой проверке (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.09.2003 N А33-2644/03-СЗ-Ф02-2778/03-С1).

Следует отметить, что в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.2004 N Ф04-5939/2004(А27-4102-6) указано, что налоговое законодательство не ограничивает право налогового органа при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика только документы, обязанность представления которых прямо установлена нормами налогового законодательства.

Как отмечено в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2005 N А66-12948/2004, первичные документы, истребованные при проведении камеральных проверок, являются документами, которые могут подтвердить правильность исчисления и своевременность уплаты налога, и их истребование для проверки не нарушает права и экономические интересы налогоплательщиков.

Согласно ст. 313 Кодекса налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Учитывая вышеизложенное, налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки могут быть истребованы первичные документы для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие данные налогового учета.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Министерства финансов РФ

Н. А.КОМОВА

24.08.2005