О праве налоговых органов на истребование в ходе проведения камеральной налоговой проверки первичных документов для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих данные налогового учета
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 августа 2005 г. N 03-02-07/1-224
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу представления документов налогоплательщиками при камеральных проверках сообщает следующее.
Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено подразделение всех налоговых проверок на камеральные и выездные.
Полномочия налоговых органов и порядок проведения камеральных и выездных проверок предусмотрены ст. ст. 88, 89 Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
В соответствии с абз. 4 ст. 88 Кодекса при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, необходимые для проверки документы.
Анализ норм, предусмотренных ст. 93 Кодекса в системной связи со ст. ст. 87, 88, 89 Кодекса, позволяет сделать вывод о том, что налоговые органы вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы как при камеральной, так и при выездной налоговой проверке (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.09.2003 N А33-2644/03-СЗ-Ф02-2778/03-С1).
Следует отметить, что в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.2004 N Ф04-5939/2004(А27-4102-6) указано, что налоговое законодательство не ограничивает право налогового органа при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика только документы, обязанность представления которых прямо установлена нормами налогового законодательства.
Как отмечено в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2005 N А66-12948/2004, первичные документы, истребованные при проведении камеральных проверок, являются документами, которые могут подтвердить правильность исчисления и своевременность уплаты налога, и их истребование для проверки не нарушает права и экономические интересы налогоплательщиков.
Согласно ст. 313 Кодекса налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Учитывая вышеизложенное, налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки могут быть истребованы первичные документы для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие данные налогового учета.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
Н. А.КОМОВА
24.08.2005