Какая ответственность предусматривается в отношении организации, у которой адрес постоянно действующего исполнительного органа в уставных документах на момент ее создания не совпадает с фактическим местом его нахождения?

Ответ: В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В силу п. 5 ст. 5 названного Закона юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в п. 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в пп. "м", "о" - "с", обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Пунктом 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти МРОТ.

Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет (п. 4 указанной статьи).

Статьей 19.7 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19.8, 19.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ.

Таким образом, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в том числе в части сведений об адресе его постоянно действующего исполнительного органа, влечет применение административной ответственности в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд иск о признании государственной регистрации юридического лица недействительной (пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом налоговым органам следует доказать, что факт представления недостоверных сведений об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица имел место на момент его создания.

В случае если указанный факт не будет доказан, непредставление в установленный срок организацией в налоговые органы сведений об изменении адреса ее постоянно действующего исполнительного органа влечет применение ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ.

Е. Н.Коломина

Федеральное агентство

кадастра объектов недвижимости

23.08.2005