Производственная фирма в целях распространения продуктов собственного производства проводит их дегустацию. Дегустация проходит в магазинах, на выставках и ярмарках. Кроме того, тестировать продукты предлагается и работникам конкретных организаций (например, организация приглашает всех директоров продовольственных магазинов города и предлагает попробовать колбасную продукцию). Налоговое законодательство РФ не раскрывает, что такое дегустация в целях налогообложения и как учитывать расходы на ее проведение. В связи с этим возникает ряд вопросов. Являются ли расходы на проведение дегустации и в том и в другом случае рекламными? Если да, то в каком размере их можно учесть при расчете налога на прибыль? Будут ли дегустационные расходы, произведенные на выставках и ярмарках, подпадать под рекламные расходы на участие в выставках и ярмарках (п. 4 ст. 264 НК РФ)? Если названные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в размере 1 процента выручки от реализации, то как учитывать сверхнормативные затраты? Если названные расходы на дегустацию не являются рекламными, то будет ли передача продуктов для пробы признаваться безвозмездной передачей имущества? Если да, то облагается ли НДС такая передача? И будет ли она безвозмездной, если после дегустации покупатель заключит договор с плательщиком на приобретение аналогичного продукта?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 августа 2005 г. N 03-04-11/205

В связи письмом по вопросам применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче продуктов для их дегустации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

По налогу на прибыль организаций

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, при определении расходов на рекламу необходимо учитывать положения ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". В этом случае указанные расходы могут относиться к расходам на иные виды рекламы согласно п. 4 ст. 264 Кодекса и признаваться в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

В случае несоответствия расходов требованиям указанного Федерального закона и положениям ст. 252 Кодекса передача материалов для целей дегустации признается в целях налогообложения налогом на прибыль безвозмездной реализацией, и согласно п. 16 ст. 270 Кодекса указанные расходы налоговую базу не уменьшают.

По налогу на добавленную стоимость

Согласно п. 3 ст. 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

На основании п. 1 ст. 39 Кодекса в случаях, предусмотренных Кодексом, реализацией товаров признается передача на безвозмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.

Согласно п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Таким образом, безвозмездную передачу товаров для их дегустации следует рассматривать для целей применения налога на добавленную стоимость как безвозмездную передачу товаров.

Учитывая изложенное, безвозмездная передача указанных товаров облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом согласно п. 2 ст. 154 Кодекса налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Министерства финансов РФ

Н. А.КОМОВА

16.08.2005