Филиал юридического лица имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и уплачивает единый социальный налог. В 2005 г. налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты организацией единого социального налога в 2004 г., в результате которой установлено занижение базы по единому социальному налогу и вынесено решение о привлечении к ответственности на имя руководителя филиала. А правильно ли это - ведь филиал не является юридическим лицом?

Ответ: Согласно ст. 89 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), устанавливающей порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Методическими указаниями по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения (Приложение к Письму МНС России от 07.05.2001 N АС-6-16/369@) (далее - Методические указания), разъяснено, что налоговые органы вправе проводить выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика-организации независимо от проведения проверок налогоплательщика-организации.

Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала и представительства налогоплательщика-организации независимо от проведения проверок самой организации (далее - головная организация) принимается руководителем налогового органа (его заместителем) по месту нахождения филиала (представительства).

По результатам указанных проверок составляется акт в порядке, установленном ст. 100 Налогового кодекса и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, один экземпляр которого вручается руководителю филиала (представительства); копия указанного акта направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации.

Если по результатам выездной налоговой проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, за которые Кодексом установлена ответственность, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего указанную проверку, в отношении головной организации. Копия решения направляется головной организации и в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации.

Статьей 19 Кодекса установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, причем согласно ст. 11 Кодекса организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Статьей 19 Кодекса также установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Пунктом 8 ст. 243 Кодекса, устанавливающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, определено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Филиал не является самостоятельным плательщиком единого социального налога, а лишь исполняет обязанность головной организации - юридического лица по уплате ЕСН, к тому же филиал не обладает гражданской правоспособностью.

В ходе выездной налоговой проверки у филиала было установлено занижение налоговой базы по единому социальному налогу, т. е. выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, за которые установлена ответственность гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" Кодекса.

Следовательно, учитывая нормы Кодекса и руководствуясь п. 2.4 Методических указаний, налоговые органы, проводившие проверку, должны были вынести решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на головную организацию - юридическое лицо.

Л. В.Комарова

Советник налоговой службы РФ

II ранга

15.08.2005