Возможно ли применение административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении должностных лиц организации, применяющей УСН (принято решение не вести бухгалтерский учет), допустивших ошибку, приведшую к занижению суммы единого налога?

Ответ: В соответствии со ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (ред. от 29.12.2004)). Согласно примечанию к указанной статье под грубым нарушением понимается искажение не менее чем на 10%:

- сумм начисленных налогов и сборов;

- любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 30.06.2003) установлено, что организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Существует мнение, что применение мер ответственности, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ, в части, касающейся ситуации с искажением сумм начисленных налогов, возможно также и в том случае, если организация применяет УСН и освобождена от ведения бухгалтерского учета. Ведь проверяющие в состоянии выявить процент искажения суммы единого налога, отраженной в налоговой декларации, относительно его величины, рассчитанной без ошибок. То есть искажение сумм начисленных налогов не менее чем на 10% рассматривается как некий самостоятельный состав административного правонарушения.

Однако данная точка зрения представляется нам несостоятельной в силу следующего.

Сама формулировка ст. 15.11 КоАП РФ предполагает, что нарушение должно быть непосредственно связано с областью бухгалтерского учета и отчетности. И примечание к ст. 15.11 КоАП РФ не должно рассматриваться в отрыве от текста самой статьи - это лишь расшифровка понятия "грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности" и не более того.

Подтверждением этого подхода является также еще один аргумент.

Индивидуальные предприниматели вообще не ведут бухгалтерский учет (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ), однако налоги они рассчитывают и декларации по ним представляют. Если руководствоваться вышеизложенным первым подходом, то логично было бы предположить, что и их можно привлечь к ответственности по ст. 15.11 НК РФ за искажение суммы какого-либо налога, поскольку индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ). Однако согласно примечанию к ст. 15.3 КоАП РФ индивидуальные предприниматели от ответственности, установленной ст. 15.11 КоАП РФ, освобождены. Причины для такого освобождения, на наш взгляд, очевидны: ст. 15.11 КоАП РФ предполагает нарушения именно в области бухгалтерского учета, а предприниматели, как мы уже сказали, его не ведут.

Следовательно, и должностные лица организации, перешедшей на УСН и освобожденной от ведения бухгалтерского учета, не могут привлекаться к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ при искажении сумм единого налога, как впрочем и любого другого налога, налогоплательщиком которого является организация. В данном случае речь может идти лишь о налоговой ответственности организации, предусмотренной ст. 122 НК РФ, если ошибка действительно привела к занижению суммы налога, повлекшему за собой его неполную уплату.

А. И.Дыбов

Издательство "Главная книга"

10.08.2005