К какой категории в целях исчисления транспортного налога относится автомобиль "УАЗ-396259", если в строке "Категория ТС" паспорта ТС и свидетельства о регистрации ТС указана категория В, в строке "Разрешенная масса, кг" - 2720; в строке "Наименование (Тип ТС)" паспорта ТС указано - "специальный а/м", в аналогичной строке свидетельства о регистрации ТС - "фургон"?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Пунктом 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - Классификатор), и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее - Конвенция).

Согласно п. 5 Приложения 6 "Национальное водительское удостоверение" к Конвенции к категории В относятся автомобили, за исключением относящихся к категории А (то есть за исключением мотоциклов), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

С учетом этого, а также сведений регистрационных документов об автомобиле, фигурирующих в вопросе пользователя, считаем, что рассматриваемый автомобиль ("УАЗ-396259") можно классифицировать как автомобиль легковой специальный фургон (код по Классификатору 15 3410165), относящийся к категории В.

К аналогичному выводу о том, что транспортные средства "УАЗ-3962" и "УАЗ-39629" являются легковыми автомобилями, пришел ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17.01.2005 N Ф04-9561/2004(7805-А75-23), подчеркнув при этом, что организация правомерно при исчислении и уплате транспортного налога по данным транспортным средствам руководствовалась сведениями о категории и типе транспортного средства, которые содержатся в регистрационных документах, документах, удостоверяющих право собственности, а также паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Вместе с тем налогоплательщику следует учитывать, что контролирующие органы придерживаются другой позиции по вопросу классификации рассматриваемого транспортного средства, полагая, что последнее является автобусом (по этому поводу см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 03.08.2004 N 23-01/3/50988 "О транспортном налоге").

Как видим, ситуация может быть спорной. Поэтому предлагаем налогоплательщику принять решение самостоятельно с учетом изложенной информации. Напоминаем при этом, что, выбирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, налогоплательщик должен учитывать все возможные последствия своих действий, в том числе негативные. Несоответствие его подхода к решению какого-либо вопроса позиции налогового органа по этому же вопросу может привести к конфликту с последним, который нередко заканчивается судебным разбирательством. В то же время налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, если они, по его мнению, нарушают его права (ст. ст. 137, 138 Налогового кодекса РФ).

О. М.Проваленко

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

02.08.2005