МУП реализует населению и организациям города теплоэнергию по регулируемым тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией области. Реализация теплоэнергии населению, проживающему в ЖСК и ТСЖ, производится по тарифам, утвержденным решением городской Думы, которые значительно ниже тарифов, утвержденных РЭК, и, соответственно, ниже себестоимости. На покрытие разницы в тарифах по теплоэнергии предприятию выделена субсидия из городского бюджета

Как в данном случае рассматривать предоставленную субсидию:

- как возмещение разницы в тарифах и, соответственно, зачислять ее в выручку;

- как финансирование на покрытие убытков, полученных от реализации теплоэнергии ниже ее себестоимости, и, соответственно, оформить в бухгалтерском учете дотацией на покрытие убытков?

Облагается ли НДС предоставленная предприятию субсидия на покрытие разницы в тарифах?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 августа 2005 г. N 03-03-04/4/27

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения сумм возмещения разницы в тарифах за отпущенную теплоэнергию и сообщает следующее.

Из письма следует, что МУП реализует населению и организациям города теплоэнергию по регулируемым тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией области. Реализация теплоэнергии населению, проживающему в ЖСК и ТСЖ, производится по пониженным тарифам, утвержденным решением городской Думы. При этом покрытие разницы в тарифах осуществляется из городского бюджета.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах жилищной политики", действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 марта 2005 г., цены (тарифы) на отпуск теплоэнергии являются государственными регулируемыми ценами.

Согласно п. 13 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Учитывая изложенное, организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, выручку за оказанные услуги учитывают по государственному регулируемому тарифу.

Средства, полученные указанными организациями из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования на покрытие сумм превышения расходов над доходами, в целях налогообложения прибыли организации учитываются в составе ее внереализационных доходов, в том числе и в случаях, когда сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.

В соответствии с п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, денежные средства, получаемые из бюджета налогоплательщиками в счет увеличения их доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Что касается денежных средств, выделяемых из бюджета на покрытие фактических убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен производителями товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по этому налогу не включаются, поскольку получение таких средств не связано с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

01.08.2005