Каков порядок отражения для целей налогообложения прибыли организации-продавца скидок, предоставляемых организациям - покупателям товаров за соответствующий период путем уменьшения дебиторской задолженности покупателя перед поставщиком на сумму предоставленных последующих скидок? Организация-продавец учитывает доходы и расходы по методу начисления

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 27 июля 2005 г. N 20-12/53195

В ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что установленная соглашением сторон цена договора может быть изменена в случаях и на условиях, предусмотренных договором. В частности, в договоре может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.

При изменении цены единицы товара организация на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносит новые сведения в данные налогового учета о стоимости проданных ценностей.

Согласно ст. 54 НК РФ организация-продавец должна внести исправления в данные налоговых деклараций периодов реализации ценностей, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы.

Если же по окончании календарного года организация-продавец пересматривает суммы задолженности покупателя по договору, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности заплатить за приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров, то такая скидка на основании ст. ст. 572 и 574 ГК РФ должна рассматриваться в качестве безвозмездной передачи имущественного права.

В таком случае в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ сумма скидки не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" п. 1 ст. 265 НК РФ дополнен пп. 19.1, вступающим в силу с 1 января 2006 г. В соответствии с указанным подпунктом расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, учитываются в качестве внереализационных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом методику применения скидок налогоплательщику-продавцу следует отразить в ценовой политике, а также в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Основание: Письмо ФНС России от 25.01.2005 N 02-1-08/8@.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

А. Г.ЛУКАНИНА

27.07.2005