Я являюсь частнопрактикующим нотариусом, с целью осуществления профессиональной деятельности мною были заключены договоры со сторонними организациями на предоставление услуг, в частности

1) договор оказания услуг по предоставлению работников (технического персонала) для выполнения технической работы по составлению и подготовке проектов документов, используемых в нотариальной деятельности. Преимущество данного договора в том, что во исполнение условий по данному договору организация предоставляет персонал, имеющий навыки работы в нотариальной деятельности, самостоятельно обустраивает своим работникам рабочие места, а именно компьютерами, принтером, ксероксом и другим техническим инвентарем, а также в полном объеме обеспечивает работников всеми необходимыми расходными материалами, канцелярскими принадлежностями;

2) договор на оказание услуг по ведению учета доходов и расходов и хозяйственных операций нотариуса. Целью данного договора является обеспечение полноты, непрерывности, достоверности учета всех полученных доходов и отражения всех произведенных расходов и хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов с последующим исчислением налогов.

Подлежат ли включению в состав расходов в целях исчисления НДФЛ затраты по данным договорам?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 июля 2005 г. N 03-05-01-05/132

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов нотариуса при налогообложении получаемых от этой деятельности доходов налогом на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет.

Исчисление и уплату налога на доходы физических лиц частные нотариусы производят в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом особенностей, установленных ст. 227 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса при определении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 Кодекса частные нотариусы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Минфином России и МНС России Приказом от 13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, в разд. III которого определено, что в состав расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, входят:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) амортизационные отчисления;

4) прочие расходы.

Согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, нанимать и увольнять работников и распоряжаться поступившим доходом.

В соответствии с изложенным считаем, что обоснованные и документально подтвержденные затраты частного нотариуса в виде расходов на оплату труда наемных работников для выполнения технической работы, а также материальные затраты, необходимые для осуществления деятельности частным нотариусом, являются расходами, непосредственно связанными с получением от такой деятельности дохода.

Таким образом, частный нотариус имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода от деятельности, осуществляемой им в качестве частного нотариуса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

27.07.2005