Организация предполагает начать деятельность по оказанию населению услуг фотопечати и приобрести бланки строгой отчетности по формам БО-3, БО-9 и БО-11(02). Вправе ли в настоящее время организация использовать бланки по указанным формам и в каком порядке осуществляется учет бланков?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.

Правительством РФ принято Постановление от 31.03.2005 N 171. Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим Постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.

Формы бланков строгой отчетности БО-3, БО-9 и БО-11(02) утверждены Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33. Согласно Письму Госналогслужбы России от 31.03.1998 N ВК-6-16/210 указанные формы применяются при оказании услуг фотоателье и фотолабораторий.

Упомянутым Постановлением Правительства РФ также утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В п. п. 16 - 18 указанного Положения определен порядок учета бланков строгой отчетности.

Учет бланков по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге по учету бланков. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации, а также скреплены печатью (штампом).

Руководитель организации заключает с работником, которому поручаются получение, хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам, договор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанному работнику руководителем организации создаются условия, обеспечивающие сохранность бланков.

Бланки принимаются работником, указанным в п. 17 Положения, в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации. Приемка производится в день поступления бланков. Комиссия проверяет соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т. п.), и составляет акт приемки бланков. Этот акт, утверждаемый руководителем организации, является основанием для принятия бланков на учет указанным работником.

С. В.Гладилин

Советник налоговой службы РФ

III ранга

19.07.2005