ООО занимается рекламно-издательской деятельностью (издает адресно-телефонные справочники) и имеет на балансе три легковые машины. При этом автомобили обклеены рекламой организации
Руководящий состав организации (генеральный директор, директора отделов/подразделений) использует машину в рабочее время в служебных целях и в выходные дни с целью рекламирования деятельности ООО. Данные права и обязанности указаны в условиях трудового договора. Организация оплачивает расходы на ГСМ в пределах норм расходов, утвержденных Минтрансом России.
В связи с тем что заполнение и обработка путевых листов - процесс трудоемкий, просим дать разъяснения по следующим вопросам.
1. Возможно ли лицам, являющимся руководящим составом и имеющим право использовать автомобили на основании условий трудового договора, не заполнять путевые листы? Возможно ли компенсировать им расходы на ГСМ на основании условий трудового договора и учесть указанные расходы в целях налогообложения прибыли?
2. Возможно ли путевые листы заполнять один раз в месяц или один раз в неделю, а не ежедневно?
3. Возможно ли организации самостоятельно разработать и утвердить форму путевого листа исходя из специфики работы?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июля 2005 г. N 03-03-04/1/75
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Как усматривается из представленного письма, организация использует в выходные дни автомобиль с целью рекламирования деятельности компании.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) полученные налогоплательщиком доходы уменьшаются на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи Кодекса.
На основании п. 4 ст. 264 Кодекса расходы налогоплательщика на рекламу на транспортных средствах (включая расходы на горюче-смазочные материалы для данных транспортных средств), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. Указанные расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 Кодекса).
По вопросам заполнения путевых листов полагаем необходимым отметить, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации. Организация наделяется правом самостоятельно разработать форму тех первичных учетных документов, форма которых не предусмотрена в данных альбомах (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на горюче-смазочные материалы, является путевой лист, унифицированная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее - Постановление).
Учитывая, что унифицированная форма путевого листа утверждена Постановлением, организация не вправе самостоятельно разработать и утвердить форму данного первичного учетного документа.
В путевом листе указываются номер и дата выдачи, серия и номер автомобиля, его марка, цель поездки, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. На основании этих данных определяется фактический расход на горюче-смазочные материалы по конкретному автомобилю. При этом путевой лист автомобиля выписывается только на один день или смену (п. 2 Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением).
Таким образом, для признания расходов на горюче-смазочные материалы в целях налогообложения прибыли необходимо наличие чеков АЗС (документов, подтверждающих факт оплаты горюче-смазочных материалов) и правильно оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход бензина на производственные цели. Компенсация руководящему составу организации расходов на горюче-смазочные материалы на основании условий трудового договора в целях налогообложения не учитывается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
15.07.2005