Потребительские общества в отношении оказания услуг общественного питания применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). При соблюдении условий, предусмотренных пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ по площади зала обслуживания (не более 150 кв. м), на этом режиме работают также и школьные столовые, помещения которых, в том числе залы обслуживания, арендуются у администраций школ потребительскими обществами, имеющими свой обслуживающий персонал (повара, буфетчики и др.)

Снабжение школьных столовых осуществляется не только продуктами, поступающими от внешних поставщиков, но и готовыми блюдами, полуфабрикатами, кондитерскими изделиями, изготовленными другими столовыми, работающими также в режиме ЕНВД, находящимися на балансе тех же потребительских обществ, что и школьные столовые, и имеющими кухни, кондитерские, мясные и другие цеха.

В ряде публикаций по проблемам применения ЕНВД в общественном питании внутренний отпуск кулинарной продукции, полуфабрикатов, кондитерских изделий, изготовленных в одной столовой и реализованных в других столовых, имеющих также залы обслуживания и принадлежащих одной и той же организации, рассматривается как деятельность в сфере производства, не подпадающая под режим ЕНВД. При этом данное утверждение обосновывается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.10.2003 N 6884/03. Следует отметить, что в названном Постановлении ВАС РФ речь идет о промышленном предприятии, которое, реализуя собственную продукцию через свои магазины, неправомерно исчисляло ЕНВД в розничной торговле.

Учитывая изложенное, просим разъяснить, правомерно ли относить по аналогии решение указанного Постановления на упомянутые выше потребительские общества. Правомерно ли применение данными потребительскими обществами ЕНВД?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 июня 2005 г. N 03-06-05-04/174

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъектов Российской Федерации в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м.

При этом в целях применения гл. 26.3 Кодекса к услугам общественного питания в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, относятся в том числе услуги питания столовой (код 122103).

Услуги питания столовой, согласно п. 4.2.4 Государственного стандарта Российской Федерации "Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-95", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 200, представляют собой услуги по изготовлению кулинарной продукции, разнообразной по дням недели, или специальных рационов питания для различных групп обслуживаемого контингента, в том числе школьников, а также по созданию условий для реализации и организации их потребления на предприятии.

Исходя из этого, а также учитывая, что организацией согласно ст. 11 Кодекса и ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации является юридическое лицо, которое имеет самостоятельный баланс или смету, а также расчетный (текущий) счет, деятельность школьной столовой по реализации кулинарной продукции, полуфабрикатов, кондитерских изделий, изготовленных в другой столовой, подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в том случае, если эта продукция реализуется в зале для обслуживания посетителей с общей площадью не более 150 кв. м, столовые находятся на балансе одного юридического лица и не имеют самостоятельного (отдельного) баланса и расчетного (текущего) счета.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

30.06.2005