Инспекция привлекла организацию и ее генерального директора к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу предприятия денежной наличности, полученной с применением ККТ при продаже товаров. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 24 июня 2005 г. N 09-24/44872

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Методическими рекомендациями по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденными Письмом ЦБ РФ от 18.08.1993 N 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки по данным, отраженным в фискальном отчете ККТ, суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.

Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

На основании ст. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.

В соответствии с п. 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Согласно п. п. 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 утверждены Типовые правила эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением.

В соответствии с п. 4.2 Типовых правил чеки ККТ на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе.

На сумму возврата оформляется акт о возврате товара по форме N КМ-3. Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии. Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию (где они должны храниться при текстовых документах за данное число). Суммы, выплаченные по возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в журнал кассира-операциониста в графу 15 (по форме N КМ-4), и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.

Пунктами 14 - 16 Порядка определен порядок оформления возврата товара покупателем не в день покупки (по истечении рабочего дня после закрытия продавцом смены и снятии Z-отчета).

Возврат денег осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего). Для возврата денег покупателю из главной кассы предприятия составляется расходно-кассовый ордер (форма N КО-2) с обязательным указанием фамилии, имени, отчества покупателя и его паспортных данных или иного документа, удостоверяющего личность.

Порядок составления и оформления утвержден Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом, организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки фактически допускает неоприходование части выручки.

Пунктом 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец рабочего дня определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

Как следует из представленных документов, акты о возврате денежных средств организацией оформлялись. Однако к ним прикладывались не первоначальные ошибочно пробитые кассовые чеки, а чеки о возврате. Первоначальные чеки по возвращенным суммам у организации отсутствуют.

Таким образом, организация необоснованно уменьшила выручку, полученную с применением ККТ 10.02.2005, 11.02.2005 и 28.02.2005, соответственно на суммы 18 руб., 12 руб. и 92 руб., что повлекло неоприходование в кассу денежной наличности в указанный период на общую сумму 122 руб.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Неоприходование денежной наличности в день ее поступления в кассу предприятия считается законченным в день, следующий за днем поступления наличности, следовательно, является разовым правонарушением и не относится к категории длящихся.

На основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В этой связи за неоприходование в кассу денежной наличности в размере 122 руб. за период с 10.02.2005 по 28.02.2005 организация и ее генеральный директор не подлежат привлечению к административной ответственности.

Из акта проверки, протоколов об административном правонарушении, постановлений по делу об административном правонарушении следует, что при проведении проверки 11.05.2005 главным бухгалтером организации кассовая книга за период с 05.05.2005 по 10.05.2005 не была представлена, поскольку согласно ее объяснению данная книга не была сформирована по причине "праздничных и выходных дней", на основании чего инспекцией сделан вывод о том, что организацией в указанный период допущено неполное оприходование в кассу денежной наличности.

При этом проверкой фактов неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности в период с 05.05.2005 по 10.05.2005 не установлено.

Следовательно, в действиях организации и ее генерального директора отсутствует событие административного правонарушения.

Таким образом, привлечение инспекцией к административной ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ неправомерно.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

М. В.ТРЕТЬЯКОВА

24.06.2005