По мнению налоговых органов, индивидуальный предприниматель не вправе учитывать в составе расходов, уменьшающих доходы, затраты по выплате заработной платы бухгалтеру, поскольку у него отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского учета. Так ли это?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальный предприниматель имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ.

Расходы налогоплательщика на оплату труда работников относятся к расходам, уменьшающим доходы налогоплательщика для целей налогообложения прибыли, в качестве расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 2 п. 2 ст. 253 НК РФ).

На основании п. 2 ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по НДФЛ по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина России от 13.08.2002 N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 (далее - Порядок).

Согласно п. 23 Порядка в расходы на оплату труда включаются любые начисления (выплаты) работникам в денежной и (или) натуральной формах, за исключением расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров. К расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы начисленной и фактически выплаченной заработной платы.

Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе включить в расходы, уменьшающие налоговую базу по НДФЛ, суммы оплаты труда, выплачиваемые своим работникам за выполнение ими обязанностей, связанных с его предпринимательской деятельностью.

Отметим, что налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика принять к вычету суммы расходов на оплату труда в зависимость от профессиональных функций работников, выполняемых ими по трудовому договору с работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Действительно, из анализа п. п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что обязанность по ведению бухгалтерского учета на индивидуальных предпринимателей не возлагается.

Как мы можем предположить, бухгалтер в рассматриваемой ситуации фактически осуществляет ведение учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя в соответствии с указанным выше Порядком.

Следовательно, расходы индивидуального предпринимателя на оплату труда бухгалтера являются расходами, непосредственно связанными с его предпринимательской деятельностью.

При таких обстоятельствах считаем, что индивидуальный предприниматель вправе уменьшить налоговую базу по НДФЛ на суммы расходов на оплату труда бухгалтера, понесенных в связи с осуществляемой им предпринимательской деятельностью.

А. И.Костин

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

22.06.2005