В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) гражданам Российской Федерации гарантировалось предоставление установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью и имуществу вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в ст. ст. 14 - 22 Закона N 1244-1 в редакции, действующей с 01.01.2005, понятие "льготы и компенсации" заменено на понятие "возмещение вреда и меры социальной поддержки".

Следует ли при исчислении единого социального налога (как до, так и после 01.01.2005) рассматривать выплату вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения как компенсационную выплату, установленную законодательством Российской Федерации, связанную с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и в соответствии с нормой пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса не облагать единым социальным налогом?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом (далее - ЕСН) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), включая компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, гарантируется выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением данных выплат, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1993 N 101 (в ред. от 27.12.2004).

В соответствии с абз. 1 ст. 5 Закона N 1244-1 возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 "О Порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями)" установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно Положению "О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденному совместным Постановлением Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 03.02.1993 N 101 (с изм. и доп.), выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, которые расположены на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, причем согласно п. 9 разд. 3 данного Положения при всех случаях исчисления среднего заработка, сохраняемого за работником в соответствии с действующим законодательством (за время отпуска, за периоды временной нетрудоспособности, при начислении пенсии и т. д.), дополнительное вознаграждение за выслугу лет не учитывается.

Вышеуказанные дополнительные вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения предоставляются работникам не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации.

Таким образом, дополнительные вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, так как предоставление таких выплат не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником.

Следовательно, независимо от того, что до 01.01.2005 согласно норме ст. 18 Закона N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ) выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения относилась к категории компенсаций гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, а с 01.01.2005 согласно норме ст. 18 Закона N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) данная выплата считается возмещением вреда и мерой социальной поддержки граждан, она не является объектом налогообложения сейчас, а также не являлась объектом налогообложения и до 01.01.2005.

Данная выплата под нормы ст. 238 Кодекса не подпадает.

Л. В.Комарова

Советник налоговой службы РФ

II ранга

20.06.2005