Приостановить операции по счетам

(Дубровская И.)

("ЭЖ-Юрист", 2013, N 7)

Текст документа

ПРИОСТАНОВИТЬ ОПЕРАЦИИ ПО СЧЕТАМ

И. ДУБРОВСКАЯ

Ирина Дубровская, юрист, г. Санкт-Петербург.

Вправе ли налоговый орган выносить решение о приостановлении операций по счетам организации, в отношении которой введена процедура наблюдения? В связи с отсутствием однозначного императивного предписания это весьма спорный вопрос.

Когда решение о приостановлении правомерно?

В силу п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения (п. 7 ст. 76 НК РФ). Отменяется оно решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Отметим, что после введения в отношении организации процедуры конкурсного производства и признания ее несостоятельной (банкротом) налоговый орган не вправе выносить решение о приостановлении операций по счетам. Объясним подробнее.

В соответствии со ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не допускается.

В пункте 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 указано: поскольку с даты принятия судом решения о признании должника банкротом снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения данным имуществом и наложение новых арестов и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ), налоговый орган не вправе принимать предусмотренное ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счету должника.

Между тем, исходя из законодательства, трудно дать такой же однозначный ответ относительно правомерности вынесения решения о приостановлении операций по счетам организации, в отношении которой введена процедура наблюдения.

Преимущественное значение Закона о банкротстве

В соответствии с п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают в числе прочих следующие последствия:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом N 127-ФЗ порядка предъявления требований к должнику;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением случаев, названных в этой норме.

Данная норма права не содержит запрета на вынесение подобного решения. Однако к числу таких ограничений по распоряжению имуществом должника по смыслу приведенной нормы относится и приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках. Объясним почему.

Нормы законодательства о банкротстве в рассматриваемом случае имеют преимущественное значение, и решение о приостановлении операций по счетам нарушает установленную законом очередность погашения требований кредиторов.

В силу п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ с даты введения наблюдения налоговый орган не вправе принимать решения, ограничивающие право должника распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами.

К налогоплательщикам, в отношении которых арбитражным судом возбуждена процедура банкротства, нормы НК РФ следует применять с учетом установленных Законом N 127-ФЗ особенностей.

Согласно п. 3 ст. 65 ГК РФ основания признания судом юридического лица банкротом, порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом N 127-ФЗ.

В соответствии со ст. 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

В подпункте 5 п. 1 ст. 31, п. 8 ст. 46 НК РФ говорится, что приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках является правом налогового органа, а не обязанностью.

Обязательность снятия арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника, установленная в ст. 63 Закона N 127-ФЗ, предполагает и запрет на принятие актов по наложению новых ограничений по распоряжению имуществом должника.

Однако Закон N 127-ФЗ в целях обеспечения наступления последствий введения в отношении должника процедуры наблюдения не возлагает на налоговый орган обязанности принимать решения об отмене (снятии) ранее принятых решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках либо отзывать такие решения.

Как указано в п. 2 ст. 63 Закона N 127-ФЗ, в целях обеспечения наступления предусмотренных в п. 1 этой статьи последствий (снятие арестов на имущество должника) определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 указано, что в целях обеспечения последствий введения наблюдения определение о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у налогоплательщика заключен договор банковского счета.

Подходы судов

Для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дополнительного вынесения инспекцией какого-либо решения. Получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций по счетам в отношении данного налогоплательщика.

Такой ненормативный акт инспекции противоречит ст. 63 Закона N 127-ФЗ, нарушает права и законные интересы организации, в связи с чем является недействительным, что подтверждается сложившейся судебной практикой.

Так, в Постановлении от 11.07.2008 по делу N А68-5207/06-194/12-7123/06-282/12 ФАС ЦО указал: "Согласно абз. 1 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть заявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.

На основании п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Таким образом, неисполненные инкассовые поручения, в том числе налоговых органов, на взыскание обязательных платежей в бюджет, срок исполнения которых наступил на дату введения наблюдения, уже не могут исполняться по-прежнему в бесспорном порядке.

В силу прямого указания п. 1 ст. 72, п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.

Поскольку с введением арбитражным судом в отношении МУП "Тепловое хозяйство" процедуры наблюдения бесспорный порядок взыскания налоговой задолженности на основании решения инспекции от 10.08.2005 N 1027 не может быть применен, фактически утрачивает свое значение и способ обеспечения исполнения указанного решения - приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке".

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС ПО от 23.08.2011 по делу N А12-21443/2010, от 15.07.2011 по делу N А65-26742/2010.

Таким образом, налоговый орган не вправе выносить решения о приостановлении операций по счету организации, в отношении которой введена процедура наблюдения. В противном случае организация может обратиться в суд с исковым заявлением о признании ненормативного акта налогового органа недействительным в силу ст. 138 НК РФ, в соответствии с которой акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суде.

------------------------------------------------------------------

Название документа