Работы по государственному контракту, заключенному в результате открытого конкурса, выполнены в установленный срок. При этом выполненные работы оплачены государственным заказчиком позже установленного срока на основании повторно выставленного подрядчиком счета. Вправе ли стороны изменить условия контракта в части сроков его действия? Каким образом отражаются сведения о таком контракте в реестре контрактов?

Ответ: По нашему мнению, стороны вправе изменить условия контракта в части сроков его действия.

Отражение изменения сроков исполнения в реестре контрактов осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191 (далее - Положение).

Ввиду отсутствия в судебной практике единого подхода к рассматриваемому вопросу заказчик должен быть готов доказывать правомерность изменения условий контракта в части сроков его действия в суде.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 767 Гражданского кодекса РФ при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 рассматриваемой статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

На основании п. 4.2 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.

На основании ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

Частью 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что изменение условий контракта, предусмотренных ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 - 6.7 и 8.1 ст. 9, ч. 26.1 ст. 65 Закона N 94-ФЗ.

Отметим, что каких-либо особенностей, касающихся изменения сроков его действия, указанные нормы не содержат. Следовательно, стороны вправе изменить условия контракта в части сроков его исполнения без учета порядка, указанного в ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.

Такой вывод, в частности, подтверждается арбитражной практикой. К примеру, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 24.12.2010 N Ф03-9094/2010 по делу N А51-4252/2010 отмечает, что срок действия государственного контракта не отнесен Законом N 94-ФЗ к условиям, не подлежащим изменению при его исполнении. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2013 по делу N А11-2361/2012.

Однако отмечаем, что в судебной практике имеются примеры, в которых суды признают ничтожными соглашения, продлевающие срок действия контрактов, как противоречащие закону (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 28.09.2009 N КГ-А40/9415-09-П по делу N А40-28779/08-48-223).

Следовательно, ввиду отсутствия в судебной практике единого подхода к рассматриваемому вопросу заказчик должен быть готов доказывать правомерность изменения условий контракта в части сроков его действия в суде.

По вопросу отражения сведений о таком контракте в реестре контрактов сообщаем следующее.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 18 Закона N 94-ФЗ в реестре контрактов должны содержаться сведения об изменениях контракта с указанием измененных условий контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона N 94-ФЗ в случае, если в соответствии с Законом N 94-ФЗ были внесены изменения в условия контракта, заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство), сведения, которые предусмотрены ч. 2 рассматриваемой статьи и в отношении которых были внесены изменения в условия контракта.

Согласно п. 4 Положения заказчик в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта направляет через официальный сайт сведения о контракте (его изменении) по форме согласно Приложению N 1 к Положению для включения их в реестр контрактов.

Из Указаний по заполнению формы о сведениях, предусмотренных Приложением N 1 к Положению, следует, что реквизит "Тип изменения" заполняется путем указания на то, что в данном случае производится изменение контракта, а именно цифры 1.

В реквизите "Срок исполнения контракта" указывается плановая дата завершения действия контракта в соответствии с условиями контракта в формате "месяц, год" (00.0000).

В соответствии с п. 5 Положения сведения, направляемые в реестр контрактов через официальный сайт, подписываются электронно-цифровой подписью уполномоченного лица заказчика.

Из п. 6 Положения следует, что Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня представления заказчиком сведений о контракте (его изменении) осуществляет их проверку на наличие сведений, предусмотренных пп. "а" - "з" п. 3 Положения, и размещение указанных сведений на официальном сайте.

Также сообщаем, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Однако существенных изменений в вышеуказанный порядок Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Рассматриваемый вопрос регулируется ст. ст. 95, 103 Закона N 44-ФЗ.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

24.09.2013