Как индивидуальный предприниматель (аудитор) я оказываю аудиторские услуги по бухгалтерскому и налоговому консультированию, помогаю в составлении налоговой отчетности, провожу анализ финансово-хозяйственной деятельности, автоматизирую бухгалтерский и налоговый учет для индивидуальных предпринимателей. Составлением отчетности и ведением бухгалтерского учета занимается сам предприниматель
Индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц, исчисляют налоговую базу в соответствии со ст. 54 НК РФ. На основании ст. 221 НК РФ используют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме произведенных расходов. В составе прочих расходов отражают расходы по оплате моих услуг на основании пп. 17 п. 1 ст. 264 гл. 25 НК РФ.
Прошу разъяснить, вправе ли индивидуальные предприниматели уменьшить сумму налогооблагаемых доходов на профессиональные налоговые вычеты в сумме произведенных ими расходов на аудиторские и сопутствующие аудиту услуги.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июня 2005 г. N 03-05-01-05/82
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о профессиональных налоговых вычетах и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон) аудиторской деятельностью (аудитом) признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, перечень которых установлен п. 6 ст. 1 Закона.
К таким услугам относятся, в частности, бухгалтерское и налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.
Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии с пп. 14, 15 и 17 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные и аудиторские услуги, а также другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Таким образом, расходы на аудиторские услуги и услуги, сопутствующие аудиту, относятся к расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму налогооблагаемых доходов на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов на аудиторские и сопутствующие аудиту услуги.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии со ст. 21 Кодекса получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют право налогоплательщики, а не организации и физические лица, оказывающие консультационные и аудиторские услуги третьим лицам.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
08.06.2005