По решению собственников ЗАО в целях повышения эффективности деятельности в организации создана служба внутреннего аудита
Функции внутреннего аудитора осуществляет состоящий в штате организации внутренний аудитор, который подотчетен совету директоров общества. Деятельность службы внутреннего аудита регулируется Положением о службе внутреннего аудита, которым определены задачи, ответственность и полномочия внутреннего аудитора, а также внутрифирменными стандартами аудиторской деятельности.
Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами).
Расходы на аудиторские услуги, оказываемые аудиторскими организациями, в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Вправе ли организация на основании ст. 255 НК РФ при налогообложении прибыли включить в состав расходов сумму заработной платы, начисленной состоящему в штате организации внутреннему аудитору?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/281
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на аудиторские услуги.
На основании п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" (далее - Стандарт) под внутренним аудитом понимается организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками, в зависимости от указанных в Стандарте.
Функции внутреннего аудита могут выполнять, в частности, специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:
а) проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
б) проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
в) проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
г) проверки деятельности различных звеньев управления;
д) оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
е) проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
ж) работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
з) оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
и) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
к) разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
По нашему мнению, организация вправе включать в состав расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли, суммы заработной платы и другие начисления, указанные выше, внутреннему аудитору при соблюдении требований ст. 252 Кодекса. Однако необходимо учитывать, в частности, круг обязанностей, возложенных на внутреннего аудитора организации, функции внутреннего аудита и объем выполняемых работ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
23.05.2005