Российская организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, заключила договор с белорусской организацией на выполнение работ по установке и монтажу оборудования на территории Республики Беларусь. В рамках договора оговорено, что сборку оборудования, без которой невозможны его установка и монтаж, осуществляет эта же российская организация, но на территории Российской Федерации. Следует ли производить исчисление налога на добавленную стоимость при реализации работ по сборке оборудования с учетом того, что эти работы белорусским заказчиком оплачиваются отдельно от стоимости работ по установке и монтажу оборудования на территории Республики Беларусь?

Ответ: Российской организации не следует производить исчисление налога на добавленную стоимость при реализации работ по сборке оборудования на территории Российской Федерации, оплачиваемых отдельно, так как эти работы являются вспомогательными по отношению к основным работам по установке и монтажу этого оборудования на территории Республики Беларусь, местом реализации которых признается территория Белоруссии.

Обоснование: Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Таким образом, если местом реализации товаров (работ, услуг) и передачи имущественных прав признается территория Российской Федерации, то у российской организации возникает объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Соответственно, если местом реализации товаров (работ, услуг) и передачи имущественных прав не признается территория Российской Федерации, то у российской организации не возникает объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Согласно ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства.

Таким образом, местом реализации работ по установке и монтажу оборудования признается территория Республики Беларусь, так как эти работы выполняются на территории этого государства, а не территории Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Протокола, в случае если налогоплательщиком (плательщиком) выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг, порядок налогообложения которых регулируется Протоколом, и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

Поскольку конечным результатом работ являются установка и монтаж на территории Республики Беларусь собранного оборудования, эти работы по сборке оборудования, без которых невозможны его установка и монтаж, можно признать вспомогательными по отношению к работам по установке и монтажу этого оборудования.

Таким образом, местом реализации вспомогательных работ по сборке оборудования, по нашему мнению, следует считать также территорию Республики Беларусь.

Соответственно, российской организации не следует производить исчисление налога на добавленную стоимость при реализации работ по сборке оборудования на территории Российской Федерации, так как эти работы являются вспомогательными по отношению к основным работам по установке и монтажу этого оборудования на территории Республики Беларусь, местом реализации которых признается территория Белоруссии.

А. В.Недоступ

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

20.09.2013