В результате проверки торговой организации налоговая инспекция выявила нарушение - использование фирмой при продаже товаров ККТ с поврежденной пломбой ЦТО. Директор организации как должностное лицо привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Однако в материалах дела не содержится достаточных оснований, указывающих на возможный доступ сотрудников фирмы к фискальной памяти ККТ. Правомерно ли в данном случае привлечение директора организации к ответственности?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 4 апреля 2005 г. N 09-24/21597

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) определено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона N 54-ФЗ (ст. 7 Закона N 54-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Закона N 54-ФЗ требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. При этом ККТ, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя, быть исправна, опломбирована в установленном порядке, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" установлен перечень нарушений, которые следует понимать как неприменение ККТ. Согласно указанным разъяснениям одним из таких нарушений является использование ККТ, у которой пломба технического центра отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.

Из представленных материалов дела следует, что на момент проверки указанная выше ККТ была зарегистрирована в налоговом органе в установленном порядке, состояла на сервисном обслуживании в центре технического обслуживания, о чем свидетельствует договор, заключенный между организацией и сервисным центром. Кроме того, в материалах дела не содержится достаточных данных, указывающих на то, что организация использовала ККТ с поврежденной пломбой центра технического обслуживания, что может свидетельствовать о возможности доступа к фискальной памяти.

Следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, что в соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в данном случае привлечение инспекцией директора организации к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ неправомерно.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

А. Г.ЛУКАНИНА

04.04.2005