Завод, являющийся государственным унитарным предприятием, созданным по решению Минобороны России, имеет на балансе дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). До 2003 г. финансирование ДОУ осуществлялось на 50% за счет бюджета Минобороны России, на 50% за счет чистой прибыли завода. С 01.01.2003 финансирование ДОУ Минобороны России прекращено, в настоящее время деятельность ДОУ является убыточной. При применении положений ст. 275.1 НК РФ у нас возникли следующие вопросы

- что понимать под "соответствием" стоимости услуг, оказываемых налогоплательщиком, стоимости аналогичных услуг;

- какая организация вправе дать заключение о соответствии условий оказания услуг налогоплательщиком условиям оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

- можно ли сравнивать деятельность ведомственного ДОУ с аналогичной деятельностью государственного либо частного ДОУ?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: По правилам, установленным ст. 275.1 Налогового кодекса РФ, убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объекта социально-культурной сферы (в данном случае - ДОУ), признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

- если стоимость услуг по дошкольному образованию, оказываемых налогоплательщиком, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием ДОУ;

- если расходы на содержание ДОУ не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

- если условия оказания услуг налогоплательщиком в области дошкольного образования существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием ДОУ, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.

Представляется, что с учетом положений ст. 40 НК РФ, регулирующей принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения, стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием ДОУ, можно признать соответствующей стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями в сфере дошкольного образования, для которых указанная деятельность является основной, если первая не отклоняется более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от последней.

Содержание раздела "Расходы, связанные с деятельностью обслуживающих производств" Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, свидетельствует о том, что сравнение условий деятельности налогоплательщика со специализированными организациями производится им самим. Следовательно, привлечения каких-либо третьих лиц (организаций, имеющих право давать заключения по рассматриваемому вопросу) для этих целей не требуется.

Далее в вышеупомянутом разделе Методических рекомендаций указано на то, что под специализированными организациями следует понимать организации, созданные для осуществления деятельности, в том числе предпринимательской, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в социально-культурной сфере и т. п. При этом налогоплательщик не ограничен в возможности выбора организаций, которые являются специализированными и сравнение с которыми он может произвести.

Из содержания вопроса следует, что с 2003 г. ДОУ функционирует без участия средств учредителя (Минобороны России), то есть на условиях самофинансирования (п. 1 ст. 41 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 20.07.2004)).

Таким образом, именно это обстоятельство, на наш взгляд, должно быть определяющим при выборе налогоплательщиком специализированной организации, с деятельностью которой будет производиться сравнение. При этом форма собственности ДОУ - государственная или частная - значения не имеет.

Дополнительно рекомендуем налогоплательщику ознакомиться с Письмом МНС России от 12.10.2004 N 02-3-07/161@.

О. М.Проваленко

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

31.03.2005