Департамент земельных ресурсов города Москвы просит дать разъяснения по следующим вопросам

1. В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Как определяется налоговая база в случае, если субъектом РФ в установленном порядке в течение налогового периода утверждаются новые удельные показатели кадастровой стоимости взамен ранее утвержденных? Является ли это обстоятельство основанием для пересчета кадастровой стоимости земельных участков и направления соответствующей информации землепользователям и налоговым органам?

2. Из Письма от 21.01.2005 N 03-06-02-02/03 следует, что отсутствие документа, удостоверяющего права землепользователя на земельный участок, не является основанием для неуплаты земельного налога. В то же время имеются землепользователи, большая часть которых сосредоточена в районах многоэтажной жилой застройки, которые не имеют каких-либо документов, подтверждающих их право пользования земельными участками (частями земельных участков), но и указанные земельные участки не имеют границ и видов разрешенного использования (цели использования), утвержденных в установленном порядке, и, соответственно, кадастровых номеров. Как в таких случаях должна исчисляться налоговая база?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 марта 2005 г. N 03-06-02-02/21

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления земельного налога и сообщает следующее.

1. На основании п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.14 ст.396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

В том случае, если в течение налогового периода утверждаются новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, то определенная на основе этих показателей кадастровая стоимость будет являться налоговой базой для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

2. В соответствии со ст.388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 ст.389 Кодекса определено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно п.2 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Принимая во внимание изложенное, считаем, что в описанном в обращении случае земельные участки не могут быть признаны объектом налогообложения земельным налогом.

При этом полагаем, что вопрос платного использования данных земельных участков может быть решен в рамках не налогового, а гражданского законодательства (в рамках заключаемых договоров аренды).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

31.03.2005