О госрегистрации организаций, дублирующих друг друга по фирменному наименованию и видам деятельности

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 20 сентября 2013 г. N СА-4-7/16976

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение о разъяснении ситуации существования организаций, дублирующих друг друга по названию и видам деятельности, сообщает следующее.

Пунктом 1 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Согласно п. 4 ст. 1474 ГК РФ требование прекратить использование юридическим лицом, нарушившим правила п. 3 указанной статьи, фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки может заявить только правообладатель.

При этом согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий орган, в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных указанным Федеральным законом.

Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. За представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители и юридические лица (п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица может быть принято регистрирующим органом только в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Закона N 129-ФЗ).

Таким образом, регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обязан осуществить регистрационные действия на основании представленных при государственной регистрации документов, перечень которых установлен соответствующими статьями Закона N 129-ФЗ.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

С. А.АРАКЕЛОВ

20.09.2013