В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ должно ли негосударственное образовательное учреждение в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов с населением за оказанные образовательные услуги?
Ответ: В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом согласно п.2 ст.2 указанного Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 31.07.2003 N 16 разъяснил, что до момента издания Правительством РФ указанных нормативных правовых актов организации и индивидуальные предприниматели вправе использовать приравниваемые к чекам документы строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Минфин России в Письмах от 14.07.2003 N 16-00-12/24, от 29.12.2003 N 16-00-24/56 также указал, что до издания соответствующего постановления Правительства РФ действуют ранее утвержденные Минфином России (по согласованию с ГМЭК) формы документов строгой отчетности.
Налоговые органы придерживаются точки зрения, согласно которой, поскольку для образовательных учреждений Минфином России не утверждались в качестве документов строгой отчетности какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения, следовательно, при осуществлении наличных денежных расчетов с населением должна применяться контрольно-кассовая техника, либо денежные расчеты за оказанные услуги должны осуществляться через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) (см. Письмо МНС России от 19.03.2004 N 33-0-14/225).
Однако существует и иное мнение. Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35 утверждена форма квитанции для использования при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин как бланк строгой отчетности. Позиция, согласно которой данная форма может быть использована негосударственными образовательными учреждениями, подтверждена Письмами Минфина России от 20.12.2001 N 04-01-20, от 14.04.2000 N 04-01-10, от 02.02.1999 N 04-01-20.
Таким образом, негосударственное образовательное учреждение вправе осуществлять расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины при условии использования бланков строгой отчетности по форме, утвержденной Письмом от 24.04.1995 N 16-00-30-35.
Указанная позиция была поддержана также ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.07.2004 N А21-1039/04-С1.
Т. Г.Заграничная
Издательство "Главная книга"
29.03.2005