Организация занимается несколькими видами деятельности. Один из них подпадает под ЕНВД, а остальные - под общую систему налогообложения. Из-за этого у некоторых работников по страховым взносам в ПФР уже используется регрессивная шкала, а по ЕСН в федеральный бюджет такая возможность еще не возникла. Если считать ЕСН по полной ставке, а страховые взносы - с учетом регрессии, то ставка ЕСН в федеральный бюджет будет больше 14 процентов. Как правильно в таком случае начислить ЕСН и рассчитать налоговый вычет?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 марта 2005 г. N 03-05-02-04/53

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения в 2004 г. налогового вычета при исчислении единого социального налога организацией, осуществляющей наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности, иные виды деятельности, сообщает следующее.

Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) предусматривает замену в числе прочих налогов и уплату единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Согласно п. 7 указанной статьи Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Учитывая изложенное, в целях налогообложения единым социальным налогом выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком в пользу физических лиц, следует разграничивать выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, от выплат, производимых в связи с деятельностью, не переведенной на уплату ЕНВД.

Согласно п. 2 ст. 243 Кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных им за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса.

Учитывая, что согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, то базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для налогоплательщиков, осуществляющих наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии с общим режимом налогообложения, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по авторским договорам как в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, так и производимые по видам деятельности, не переведенным на уплату ЕНВД. На основании п. 7 ст. 346.26 Кодекса организация должна производить распределение исчисленных страховых взносов по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым ЕНВД (по удельному весу выплат и вознаграждений, начисленных по каждому виду деятельности, в общей сумме базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

При исчислении единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, налоговый вычет применяется налогоплательщиком в сумме страховых взносов, начисленных за тот же период на выплаты в пользу физических лиц, производимые в рамках деятельности, в отношении которой налогоплательщик уплачивает налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Если налогоплательщик, в частности, в 2004 г. имел право на применение регрессивных ставок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (исходя из размера базы для начисления страховых взносов и при соблюдении положений п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ), а исчисление единого социального налога осуществлял по максимальной ставке, то налоговый вычет мог оказаться меньше суммы единого социального налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. При этом необходимо учитывать, что п. 2 ст. 243 Кодекса предусмотрено, что сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Однако Кодексом не установлено, что налоговый вычет не может быть меньше указанной суммы налога.

Учитывая изложенное, если в 2004 г. после применения налогового вычета сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, была больше примененного налогового вычета, то это не являлось завышением суммы единого социального налога.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Министерства финансов РФ

А. И.ИВАНЕЕВ

22.03.2005