О некоторых вопросах по применению специальных режимов налогообложения УСН и ЕНВД
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2005 г. N 03-03-02-04/1/74
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
1. В соответствии с п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются затраты после их фактической оплаты.
Поскольку расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере их оплаты, необходимость в ведении количественного учета движения товаров для целей налогообложения отсутствует. Так же, как и в бухгалтерском учете, операции по поступлению и реализации товаров в налоговом учете отражаются в суммовом выражении.
2. Согласно п. 1 ст. 346.15 Кодекса при определении объекта обложения единым налогом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса. Подпунктом 1 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что суммы предварительной оплаты не учитываются при налогообложении только у налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы методом начисления.
В связи с этим сумма предоплаты, полученная организацией в 2004 г., в период применения упрощенной системы налогообложения, в счет оплаты товаров, отгруженных покупателям в 2005 г., после перехода на общий режим налогообложения, должна учитываться при определении налоговой базы по единому налогу за 2004 г.
3. В связи с непредставлением документов, подтверждающих право собственности на приобретенное помещение, дать однозначный ответ на поставленный вопрос не представляется возможным. В связи с этим сообщаем следующее.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м (пп. 4 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).
Статьей 346.27 Кодекса определено, что под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом. К ним относятся: договор передачи (купли-продажи) нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение; планы, схемы, экспликации; договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей); разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т. п.
Если для осуществления розничной торговли оформлено несколько отдельных правоустанавливающих документов на приобретенные помещения, в каждом из которых площадь торгового зала не превышает 150 кв. м, и в каждом зале предполагается установить отдельный контрольно-кассовый аппарат, то арендуемые помещения рассматриваются как отдельные объекты организации торговли, и соответственно площадь торгового зала в целях применения гл. 26.3 Кодекса должна определяться отдельно по каждому объекту организации торговли.
Если для осуществления розничной торговли оформлен один правоустанавливающий документ на все помещения, то в целях применения гл. 26.3 Кодекса указанные помещения рассматриваются как один объект организации торговли и при определении площади торгового зала учитывается площадь всех помещений, используемых для торговли.
4. Под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств). Эта информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц и рассчитана на визуальное восприятие (ст. 346.27 Кодекса).
Деятельность организаций по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах не может быть признана соответствующей установленному ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации понятию "предпринимательская деятельность", и, следовательно, в отношении данной деятельности не может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
5. Учет для целей налогообложения командировочных расходов предусмотрен пп. 13 п. 1 ст. 346.16 Кодекса. Что касается расходов по оплате транспортных услуг по доставке товаров, то ст. 346.16 Кодекса уменьшение доходов на стоимость таких услуг не предусмотрено.
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения малого бизнеса ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А. И.ИВАНЕЕВ
16.03.2005