В процессе перевозки перевозчик испортил груз. Организация-покупатель предъявила перевозчику акт по форме ТОРГ-2 и претензию на сумму брака. Должен ли покупатель, помимо названных документов, составлять расходную накладную и счет-фактуру? Является ли возврат бракованного товара перевозчику реализацией?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный в случае повреждения (порчи) при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости (п. п.1, 2 ст.796 Гражданского кодекса РФ).
Пункт 1 ст.797 ГК РФ обязывает грузополучателя или грузоотправителя до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, предъявить последнему претензию в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Приемка товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, оформляется Актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-2). Последний, в свою очередь, является юридическим основанием для предъявления вышеупомянутой претензии (см. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).
На практике факт возврата товара оформляется расходной накладной, которая составляется покупателем (см., например, п.2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5). Учитывая, что альбомами унифицированных форм первичной учетной документации форма такого документа не предусмотрена, она разрабатывается организацией самостоятельно, с учетом требований п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Можно предположить, что вопрос о возврате товара возник в связи с намерением покупателя осуществить его замену. Действительно, ГК РФ в ряде случаев регламентирует право покупателя предъявить требование о замене товара ненадлежащего качества (ст. ст.518 - 520 ГК РФ). Однако соответствующее требование всегда адресуется поставщику товара. В этой связи нам не вполне понятно, почему ставится вопрос о возврате товара перевозчику.
Подчеркнем еще раз, что перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в случае повреждения груза в процессе перевозки. Поэтому при получении покупателем денежных средств от перевозчика справедливо вести речь об удовлетворении последним претензии первого и, как следствие, о возмещении ущерба.
Не вдаваясь в оценку действий покупателя, отметим, что возврат бракованного товара не является реализацией и, соответственно, не требует оформления счета-фактуры по правилам, предусмотренным п.3 ст.168 Налогового кодекса РФ.
О. М.Проваленко
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
14.03.2005