Организация издает и реализует книжную продукцию. Вправе ли она учитывать в качестве рекламных расходов для целей налогообложения прибыли затраты на изготовление (или приобретение) и распространение каталогов, включающих информацию о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, об условиях поставок и содержащих бланки заказов и конверты с номером абонентского ящика организации-продавца, в случаях

- адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц);

- безадресной почтовой доставки (раскладки сотрудниками почты по почтовым ящикам физических лиц - потенциальных клиентов, а также непосредственно в почтовом отделении) на основании договоров возмездного оказания услуг с управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП "Почта России");

- при распространении (в том числе брошюр и плакатов, содержащих информацию о товарах, их производителях и адресах возможного приобретения) через оптовых покупателей посетителям - физическим лицам (потенциальным клиентам) в сторонних книжных магазинах?

Указанные каталоги распространяются для конечных потребителей на безвозмездной основе.

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 9 марта 2005 г. N 20-12/14600

В соответствии со ст. 264 НК РФ к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

На основании Письма Департамента налоговой политики Минфина России от 15.01.2002 N 04-02-06/2/3 к расходам организации на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Перечисленные выше расходы на рекламу учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль без ограничений при наличии подтверждающих расходы документов. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Таким образом, по ст. 264 НК РФ нормируются только расходы на покупку призов и прочие виды рекламы. Эти расходы можно учитывать при налогообложении прибыли только в пределах 1% от выручки, которая облагается этим налогом.

При этом к прочим видам рекламы относятся только те, которые не перечислены в ст. 264 НК РФ. Именно эти расходы нормируются. Остальные затраты на рекламу учитываются при налогообложении полностью.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Следовательно, расходы на изготовление (или приобретение) и распространение каталогов товаров с информацией о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, условиях поставок, содержащих бланки заказов и конверты с номером абонентского ящика организации-продавца и распространяемых на безвозмездной основе для конечных потребителей, при адресной почтовой рассылке по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц) не относятся к рекламным расходам, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов и т. п., не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

Расходы организации по отправке подобной информации путем безадресной почтовой доставки (раскладки сотрудниками почты по почтовым ящикам физических лиц - потенциальных клиентов, а также непосредственно в почтовом отделении) на основании договоров возмездного оказания услуг с управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП "Почта России") следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы, которые учитываются в соответствии с требованиями п. 4 ст. 264 НК РФ.

При распространении (безвозмездная раздача) каталогов через оптовых покупателей рекламных каталогов, брошюр и плакатов, содержащих информацию о товарах, их производителях и адресах возможного приобретения, посетителям - физическим лицам (потенциальным клиентам) в сторонних книжных магазинах следует учитывать такой момент. Поскольку распространение каталогов осуществляется безадресно, то есть для неопределенного круга лиц, то подобная акция подпадает под определение рекламы. А нормируемые расходы по проведению этого мероприятия учитываются для целей налогообложения прибыли согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.

Основание: Письмо МНС России от 11.02.2005 N 02-1-08/24@.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Н. В.ЖЕЛУДОВА

09.03.2005