Какой документ должен выдать регистрирующий (налоговый) орган в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства?

Ответ: Согласно пп.3 п.1 ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство прекращается в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства.

В соответствии со ст.223 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно п.3 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ N "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

На основании п.3 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма N Р65002 "Свидетельство о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства".

Таким образом, в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства крестьянское (фермерское) хозяйство прекращается и при государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства регистрирующий (налоговый) орган должен выдать Свидетельство о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по утвержденной форме.

С. В.Гладилин

Советник налоговой службы РФ

III ранга

21.02.2005