Будет ли вправе в 2013 г. регистрирующий орган отказать в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, в случае если в заявлении о государственной регистрации указанных изменений место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа не соответствует указанному адресу?

Ответ: Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ), вступившим в силу с 30 июня 2013 г., установлены новые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В частности, такой отказ допускается в случае наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества, содержащихся в представленных на регистрацию документах. Данный вывод следует из положений пп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в редакции Закона N 134-ФЗ.

По вопросу правомерности отказа в государственной регистрации указанных изменений по причине несоответствия места нахождения организации указанному в заявлении адресу сложилась противоречивая судебная практика. Суды в ряде случаев отказывали в государственной регистрации данных о месте нахождения общества, если его исполнительный орган не находится по адресу, указанному в заявлении. Существуют примеры и противоположной позиции по данному вопросу. С вступлением в силу Закона N 134-ФЗ оснований для споров по данному вопросу быть не должно.

Обоснование: Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса РФ).

Законом N 134-ФЗ ст. 51 ГК РФ была изложена в новой редакции. Данные изменения вступили в силу с 30 июня 2013 г. (п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ) данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде (п. 5 указанной статьи).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, регулируются Законом N 129-ФЗ.

В едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации. Это следует из положений пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ.

В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что:

- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям;

- сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны;

- соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (Приложение N 4). В данном заявлении указываются сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица (постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности).

Перечень случаев, являющихся основанием для отказа в государственной регистрации, приведен в п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. Законом N 134-ФЗ указанный пункт дополнен подпунктами, предусматривающими новые основания для отказа в государственной регистрации. Данные изменения вступили в силу с 30 июня 2013 г. (п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

Так, согласно пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ (в ред. Закона N 134-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ.

В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъясняется, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам следует учитывать, что о недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна. Представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометками: "Организация выбыла", "За истечением срока хранения" и т. п.;

- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.);

- имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Вместе с тем судам следует учитывать, что по смыслу п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных Законом.

Согласно п. 3 указанного Постановления Пленума ВАС РФ регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица. Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Таким образом, с вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 134-ФЗ в ст. 51 ГК РФ и Закон N 129-ФЗ, на регистрирующий орган (ФНС России) возложена обязанность по проведению проверки достоверности данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, до государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Подтвержденная информация о недостоверности сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества, содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах, является основанием для отказа в государственной регистрации вносимых в его учредительные документы изменений.

По вопросу правомерности отказа в государственной регистрации указанных изменений в связи с несоответствием места нахождения общества указанному в заявлении адресу имеется противоречивая судебная практика.

Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10.05.2011 по делу N А43-18141/2010 установлено, что, если для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, общество представило в регистрирующий орган надлежащим образом оформленное и подписанное заявление по установленной форме, в котором подтверждено, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны, а также все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации указанных изменений не имеется. Отсутствие общества на момент проведения осмотров по адресу, указанному в его учредительных документах, не свидетельствует о том, что на дату государственной регистрации изменений общество по данному адресу не находилось.

Противоположная точка зрения изложена в Постановлении ФАС Уральского округа от 11.09.2012 N Ф09-7877/12 по делу N А07-2157/2012. В нем указывается, что, поскольку регистрирующий орган на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации располагал информацией о недостоверности сведений о месте нахождения общества, содержащихся в поступившем заявлении по форме N Р13001, оно правомерно признано регистрирующим органом непредставленным. Непредставление необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации в силу п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.

С вступлением в силу вышеуказанных изменений оснований для споров по данному вопросу станет меньше.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

18.09.2013