Авиапредприятие (ООО) просит дать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты транспортного налога в 2004 г
1. Авиапредприятие арендует воздушные суда. Будет ли в этом случае оно являться плательщиком транспортного налога?
2. Мощность двигателя для целей исчисления налога определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. Предприятие эксплуатирует вертолеты с двигателями, в технической документации которых присутствуют три значения мощности в соответствии с различными режимами. Согласно п.1 ст.361 НК РФ установлена налоговая ставка на самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели, в размере 25 руб. с каждой лошадиной силы. Какую в данном случае следует принимать мощность двигателя налогоплательщику при исчислении транспортного налога?
3. Может ли авиапредприятие применять освобождение от уплаты транспортного налога с воздушных судов, находящихся в собственности, в соответствии с пп.4 п.2 ст.358 НК РФ, если:
- предприятие имеет сертификат эксплуатанта на осуществление коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ и различные лицензии на осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
- в уставе предприятия записано: "предметом деятельности Общества является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в сфере авиационных работ, авиаперевозок пассажиров, грузов, почты, выполнение иных работ и оказание услуг";
- комитетом государственной статистики предприятию присвоены следующие коды: ОКОНХ - 51300 - авиационный транспорт, ОКВЭД - 62.20 - деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 февраля 2005 г. N 03-06-04-04/09
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
1. Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Кодекса.
Согласно п.1 ст.358 Кодекса объектом налогообложения признаются, в частности, самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110, государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства.
Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации - это документ, удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и настоящих Правил. Указанное свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном.
При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации).
В соответствии со ст.61 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатант - это гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты, указанные в свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна, являются налогоплательщиками транспортного налога.
2. В соответствии со ст.359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
При этом ст.361 Кодекса налоговые ставки установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.
3. Подпунктом 4 п.2 ст.358 Кодекса определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:
1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:
получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл.40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что положения пп.4 п.2 ст.358 Кодекса не распространяются на транспортные средства, находящиеся в аренде.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
11.02.2005