Договор аренды лесного участка

Т.А. ЯКОВЛЕВА

Яковлева Татьяна Афанасьевна, старший преподаватель кафедры административного права, административно-служебной и оперативно-розыскной деятельности ОВД Якутского филиала Дальневосточного юридического института МВД РФ, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД РФ.

Административный договор о лесопользовании позволит обеспечить соблюдение экологических приоритетов и исключить существующие коллизии между лесным, административным и гражданским законодательством.

Ключевые слова: лесной участок, лесопользование, договор аренды лесного участка.

Forest plot lease contract

T.A. Yakovleva

An administrative contract on forest exploitation will ensure compliance with environmental priorities and exclude existing collisions between forest, administrative and civil legislation.

Key words: Forest plot, forest exploitation, forest plot lease contract.

Весьма значим для правовой характеристики состава административного правонарушения всесторонний анализ его объективной стороны. Согласно теории права содержание объективной стороны любого правонарушения составляют: противоправное деяние, общественно опасные последствия и причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями <1>.

<1> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 586.

Следует отметить, что противоправное деяние не всегда приводит к причинению реальных вредных последствий. Оно противоправно само по себе и может быть связано лишь с созданием опасности причинения того или иного вреда. К числу таких деяний можно отнести нарушение порядка предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для их использования, предусмотренное ст. 8.24 КоАП.

Объективную сторону правонарушения образует нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам (лесопользователям) лесных участков для их использования. Субъект правонарушения - должностное лицо исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющее полномочия в области лесных отношений.

Порядок и основания предоставления лесных участков для использования предусмотрены лесным законодательством РФ. Одна из форм предоставления лесного участка гражданам и юридическим лицам - договор аренды, который заключается между органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области лесных отношений (арендодателем), и лесопользователями (арендаторами). Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ и некоторыми подзаконными нормативными правовыми актами <2>. К договору аренды лесного участка применяются также положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом.

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 161 "Об утверждении положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательных работ"; Приказ Министерства сельского хозяйства от 12 февраля 2010 г. N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренда лесного участка".

В соответствии со ст. 72 ЛК арендодатель по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляет арендатору лесной участок для использования его в указанных в ст. 25 ЛК целях. При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

По договору аренды лесной участок предоставляется для одной или нескольких целей использования <3>, но в законодательстве не уточняется - можно ли один и тот же лесной участок предоставить нескольким лицам для использования в различных целях (например, для рубки и в то же время - для ведения охотничьего хозяйства). От решения этого вопроса зависит, есть ли у лесопользователя (арендатора) правовые основания для использования лесного участка, что важно не только с точки зрения действительности договора аренды лесного участка, но и с точки зрения возможности привлечения к ответственности должностных лиц по ст. 8.24 КоАП.

<3> Пункт 3 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Как справедливо отмечает Н. Филимонов, "вопрос о возможности или невозможности использования одного лесного участка несколькими лицами для различных видов использования лесов в настоящее время стоит очень остро" <4>. Видимо, это возможно, так как в п. 12 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрена обязанность арендодателя предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Согласно п. 2 ст. 609 ГК договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Пройдет ли государственную регистрацию договор аренды одного и того же лесного участка несколькими арендаторами?

<4> Филимонов Н. Аренда лесных участков (публично-правовой и частноправовой аспекты) // Юридический мир. 2009. N 4. С. 64 - 67.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что у судов не выработан единый подход по этому вопросу и существует две позиции:

1) в отношении лесного участка может быть заключен только один договор аренды, поскольку:

- ч. 1 ст. 72 ЛК предусматривает только однократное предоставление лесного участка в аренду <5>;

<5> См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 марта 2010 г. по делу N А70-8185/2009, ФАС Северо-Западного округа от 24 марта 2010 г. по делу N А05-8114/2009.

- норма ч. 2 ст. 25 ЛК о том, что использование лесов возможно для одной или нескольких целей, не является основанием для предоставления лесного участка для разных целей разным субъектам <6>;

<6> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 12 апреля 2010 г. по делу N А55-14946/2009. Такую же позицию занимает Федеральное агентство лесного хозяйства (см.: письмо Рослесхоза от 2 апреля 2008 г. N МГ-03-28/2198 "О возможности предоставления одного лесного участка в аренду нескольким лицам для различных видов его использования").

2) ЛК не запрещает заключения нескольких договоров аренды, объектом которых является один и тот же лесной участок, при условии различного его использования. То есть ЛК допускает предоставление лесного участка нескольким арендаторам <7>.

<7> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 11 ноября 2009 г. по делу N А23-1183/08А-9-78, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2010 г. N 17АП-5997/2010-АК.

В судебной практике преобладала первая позиция, отрицающая возможность заключения нескольких договоров аренды, объектом которых является один и тот же лесной участок, при условии различного его использования.

Президиум ВАС РФ своим Постановлением <8> отменил судебные акты нижестоящих инстанций и признал недействительным отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка, придя к следующим выводам: ЛК не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Ограничение по виду лесопользования и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое пользование одним лесным участком невозможно.

<8> Постановление Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. N 2111/10 по делу N А05-7607/2009.

Поэтому правомерно заключение нескольких договоров аренды, объектом которых является один и тот же земельный участок, при условии что эти договоры отличаются по видам лесопользования.

Договор аренды лесного участка может заключаться на срок от одного года до сорока девяти лет. В случае надлежащего исполнения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Например, лесной участок предоставлен в аренду для ведения охотничьего хозяйства сроком на 49 лет, в момент заключения договора лесные насаждения еще не достигли возраста, годного для рубки. Через 30 - 40 лет древостой достигнет спелости, т.е. станет пригодным и подлежащим рубке. Арендатор согласно п. 1 ст. 621 ГК имеет преимущественное право на продление срока аренды. Будет ли отказано ему в продлении срока договора аренды для ведения охотничьего хозяйства, а лесной участок передан в аренду для заготовки древесины? На каком основании будет отказано в продлении договора аренды, если арендатор добросовестно исполняет условия договора? Согласно абз. 3 п. 1 ст. 621 ГК, если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

Такие случаи не возникали при билетном лесопользовании, когда на одном и том же лесном участке можно было использовать леса для различных видов лесопользования.

На наш взгляд, с помощью норм гражданско-правового договора использование лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, невозможно из-за специфики самого предмета договора - лесного участка, который можно использовать в различных целях. Многие исследователи придерживаются этой точки зрения. В. Яковлев считает, что возможность применения гражданско-правовых отношений в природоресурсном законодательстве возникает лишь в случае закрепления нормы о нахождении природного объекта в частной собственности <9>. Такого же мнения придерживается Д. Василевская <10>. Как справедливо подчеркивает О. Сиваков, расширенное применение гражданского законодательства в природоресурсном праве чревато игнорированием глобальных задач охраны природы <11>. На наш взгляд, порядок предоставления лесных участков для использования гражданами и юридическими лицами должен регулироваться административно-правовым договором.

<9> См.: Актуальные правовые вопросы в Российской Федерации на современном этапе. Интернет-конференция советника Президента РФ В.Ф. Яковлева // http://www.lawtek.ru.

<10> См.: Василевская Д.В. Об административно-правовой природе отношений в сфере недропользования // Закон и право. 2009. N 6. С. 41 - 43.

<11> См.: Сиваков Д.О. Особенности договорных отношений в области рыбного хозяйства // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 55 - 62.

Многие специалисты в области экологического права, поддерживая договорные начала в природопользовании, неоднократно выступали за преимущественное регулирование договорных отношений специальным природоресурсным законодательством <12>. Только административный договор в природоресурсном праве позволит обеспечить соблюдение экологических приоритетов.

<12> Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2009. С. 278 - 299; Сиваков Д.О. Указ. соч. С. 55 - 62; и др.

Примерный договор аренды лесного участка <13> по своей сути - административный договор, так как обладает признаками, характерными для административных договоров:

<13> Приказ Министерства сельского хозяйства от 12 февраля 2010 г. N 48.

во-первых, одной из сторон договора является орган государственной власти - орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере лесных отношений, который реализует публичный интерес;

во-вторых, перечень дозволенных к заключению договоров, его форма и структура определяются не самими сторонами, а подзаконным актом, который содержит необходимые условия договора и достаточно четко определяет пределы условий договора;

в-третьих, использование государственным органом предоставленных ему властных полномочий в процессе заключения и реализации договора. Порядок заключения договора аренды лесного участка в большинстве положений повторяет порядок организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе <14>.

<14> См.: Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585.

Предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков для их использования должно осуществляться не на основе гражданско-правового договора аренды, а на основе административного договора - договора предоставления лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, для использования гражданами и юридическими лицами (договора лесопользования), в котором необходимо:

1) исключить преимущественное право использования арендатора (лесопользователя) на продление срока договора;

2) исключить право субаренды лесного участка;

3) предоставить возможность использования одного и того же лесного участка несколькими лесопользователями, возможность осуществления нескольких видов использования лесов, предусмотренных ч. 1 ст. 25 ЛК;

4) в случае предоставления одного и того же лесного участка нескольким лицам распределить, в зависимости от вида использования лесов, обязанности лесопользователей.

Заключение административного договора о предоставлении лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для использования гражданами и юридическими лицами позволит исключить существующие коллизии между лесным, административным и гражданским законодательством, значительно облегчит и улучшит правоприменительную деятельность исполнительных органов, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, правоохранительных органов при решении вопроса о привлечении нарушителей к ответственности по ст. 8.24 КоАП РФ за нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для использования.

Пристатейный библиографический список

1. Василевская Д.В. Об административно-правовой природе отношений в сфере недропользования // Закон и право. 2009. N 6.

2. Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2009.

3. Сиваков Д.О. Особенности договорных отношений в области рыбного хозяйства // Журнал российского права. 2011. N 2.

4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

5. Филимонов Н. Аренда лесных участков (публично-правовой и частноправовой аспекты) // Юридический мир. 2009. N 4.