Просим разъяснить правомерность отнесения к транспортным средствам в целях обложения транспортным налогом плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов, а также применения к указанным объектам ставок налога, установленных для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость. Налоговые органы признают их таковыми на основании Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94. Указанным Классификатором плавучие морские доки отнесены к группе технических и вспомогательных несамоходных судов (код 153511171). По нашему мнению, их нельзя отнести к транспортным средствам, облагаемым транспортным налогом, по следующим причинам. Во введении к ОКОФ указано, что к подразделу "Средства транспортные" относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов. Указанные же объекты по своему назначению не являются транспортными средствами, осуществляющими перевозки людей и грузов, а используются как вспомогательные сооружения в ремонтных и других целях. Верна ли наша позиция?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 2005 г. N 03-06-04-02/1
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об отнесении плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом и применения к ним соответствующих налоговых ставок и сообщает следующее.
Согласно положениям ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
Понятие "транспортное средство", используемое для целей применения гл.28 "Транспортный налог" НК РФ, определено ст.358 НК РФ. Согласно указанной статье НК РФ под транспортными средствами понимаются, в частности, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в гл.28 НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), и используется только для целей налогообложения.
Как следует из ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - Кодекс), судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. При этом под судоходством в соответствии с указанной статьей Кодекса понимается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей.
Кроме того, следует учитывать, что согласно ст.16 Кодекса судно подлежит обязательной государственной регистрации.
Учитывая изложенное, а также то, что НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно, Департамент считает, что отнесение плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом является обоснованным.
При этом в целях правильного применения налоговых ставок необходимо принимать во внимание, что плавучие доки по проектам их строительства не оснащаются буксирными устройствами. Для транспортировки доков от места их постройки до места эксплуатации на них по отдельным специальным проектам монтируются перегонные буксирные и волноотбойные устройства. При доставке дока к месту базирования буксирное и волноотбойное устройства демонтируются, так как они мешают использованию доков по назначению.
Проекты строительства плавучих доков не предусматривают оснащение их якорным, рулевым и спасательными устройствами, поэтому якоря, обеспечивающие неподвижное положение доков, устанавливаются по прибытии их к месту эксплуатации и больше без необходимости не поднимаются.
Таким образом, Департамент считает, что в отношении плавучих доков, не относящихся, в отличие от плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов, к несамоходным (буксируемым) судам, для которых определяется валовая вместимость, следует применять ставку налога, установленную законом субъекта Российской Федерации для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей.
Копия настоящего ответа направлена в Управление ресурсных и имущественных налогов ФНС России.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М. А.МОТОРИН
19.01.2005