В 2004 г. организацией получен банковский кредит в целях осуществления основной деятельности. Исполнение обязательств по кредитному договору обеспечено залогом. Согласно договору о залоге недвижимого имущества (ипотеке) организация, выступая в качестве залогодателя, несет расходы, связанные с его оформлением (регистрационный сбор, государственная пошлина, уплаченная нотариусу). Учитываются ли данные затраты для целей налогообложения прибыли?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: Залог недвижимого имущества (ипотека) регулируется Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п.1 ст.10, п.1 ст.19 Закона N 102-ФЗ).
Государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя или залогодержателя, к которому прилагается нотариально заверенный договор об ипотеке вместе с указанными в договоре документами. В частности, необходимыми приложениями к заявлению являются документ об оплате регистрации, план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (п.4 ст.16, абз.10 п.1 ст.17, п.1 ст.29 Закона N 122-ФЗ).
Таким образом, при заключении договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке) затраты организации по нотариальному оформлению и государственной регистрации указанного договора являются обязательными, производимыми в соответствии с установленным законодательством порядком.
В соответствии с положениями пп.16 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ для целей исчисления налога на прибыль организаций плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление относится к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. При этом данные расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.
До 01.01.2005 взимание государственной пошлины за совершение нотариальных действий регулировалось Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (с 01.01.2005 утратил силу в связи с вступлением в силу гл.25.3 "Государственная пошлина" НК РФ (ст.22 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)).
В соответствии с пп.3 п.4 ст.4 Закона N 2005-1 за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, взимается государственная пошлина в размере 1,5% от суммы договора, но не менее 50% от минимального размера оплаты труда.
Таким образом, если сумма уплаченной налогоплательщиком государственной пошлины соответствует установленному тарифу, то она в полном объеме относится на расходы организации.
Согласно пп.40 п.1 ст.264 НК РФ платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с объектами недвижимости, а также плата за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, и включаются состав расходов, учитываемых при формировании налогооблагаемой прибыли организаций.
Следовательно, суммы затрат организации, связанных с регистрацией договора об ипотеке (оплата услуг БТИ, органа юстиции), относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль организации, и принимаются к налоговому учету на основании положений приведенной выше нормы Налогового кодекса РФ при условии их соответствия критериям, установленным п.1 ст.252 НК РФ.
Э. А.Мищенко
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
11.01.2005