Дизайн этикеток для нашей продукции разрабатывают сторонние организации, договоры с которыми заключаются на разных условиях: в одном случае передача исключительных прав оговаривается, в другом - нет
Как правильно учитывать затраты на изготовление этикеток: как нематериальные активы, как расходы на рекламу или иным образом?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: В соответствии с п.1 ст.7 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" произведения изобразительного искусства, в том числе живописи, графики, дизайна, являются объектами авторского права.
Исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (имущественные права) принадлежат автору в силу п.1 ст.16 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1.
Согласно п.1 ст.30 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 имущественные права, в том числе право на воспроизведение, могут передаваться только по авторскому договору (за некоторыми исключениями). В свою очередь, авторский договор может предусматривать передачу либо исключительных прав, либо неисключительных прав.
При этом на основании п.4 ст.30 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.
Таким образом, если согласно авторскому договору организации передаются исключительные права на соответствующие произведения, а также при соблюдении других условий, установленных п.3 ст.257 Налогового кодекса РФ (использование этикеток в производстве продукции более 12 месяцев, их способность приносить экономическую выгоду, наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исключительное право налогоплательщика на этикетки), указанные выше исключительные права следует учитывать в составе нематериальных активов организации.
В том случае, если передача исключительных прав авторским договором прямо не предусмотрена, то понесенные организацией затраты можно, на наш взгляд, учитывать в составе расходов, связанных с производством и реализацией, в качестве материальных расходов на основании пп.2 п.1 ст.254 НК РФ.
По нашему мнению, затраты организации в рассматриваемой ситуации не могут быть квалифицированы как расходы на рекламу (пп.28 п.1, п.4 ст.264 НК РФ). Представляется, что этикетка является элементом предпродажной подготовки товара, без которого его реализация была бы затруднена в принципе.
О. М.Проваленко
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
24.12.2004