Утвержденным в организации штатным расписанием предусмотрена должность HR-менеджера. На эту должность принят работник, с которым заключен трудовой договор. В трудовом договоре должность работника значится как "HR-менеджер". Иными словами, во всех документах в названии должности работника используются латинские буквы

Отделу кадров необходимо внести в трудовую книжку запись о приеме на работу. Имеются ли правовые основания для внесения в трудовую книжку работника названия должности с использованием латинских букв? Если нет, то как поступить в такой ситуации?

Ответ: В ситуации, когда в организации штатным расписанием предусмотрена должность "HR-менеджер" и данная должность указана в трудовом договоре с работником и приказе о приеме на работу, возможно принять меры к изменению штатного расписания, трудового договора (чтобы должности в них именовались на русском языке), а также изменению приказа о приеме на работу или составлению нового. Запись в трудовую книжку будет вноситься после изменения документов. Если же в документы не вносить изменения, то должность в трудовой книжке следует указать в соответствии с ними, поскольку кадровые документы должны быть оформлены единообразно.

Обоснование: Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ).

По общему правилу трудовые книжки необходимо заполнять на русском языке (п. 6 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила)).

Следовательно, в трудовых книжках не должно быть слов и обозначений на иностранном языке.

При этом согласно п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.

Также ст. 68 ТК РФ установлено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Согласно п. 10 Правил все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Следовательно, названия должностей в документах по кадрам должны быть указаны единообразно.

Чтобы внести запись в трудовую книжку в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, возможно, к примеру, принять меры к изменению штатного расписания и трудового договора (чтобы должности в них именовались на русском языке), а также изменению приказа о приеме на работу или составлению нового.

Если же внесение изменений в данные документы не производить, то наименование должности в трудовой книжке следует указать в соответствии с другими кадровыми документами, поскольку они должны соответствовать друг другу, а трудовое законодательство в общем случае не ограничивает работодателя в выборе наименований должностей (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Заметим, что разъяснения официальных органов о порядке действий в такой ситуации отсутствуют.

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

16.09.2013