Просим разъяснить, как изменился порядок предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины при обращении с исковым заявлением в арбитражный суд в связи с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с 1 января 2005 г. Какие документы необходимо представить заявителю для предоставления рассрочки?
Ответ: С 1 января 2005 г. основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.1 ст.18 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ).
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, являются арбитражные суды. При этом решение об отсрочке или рассрочке принимается судом исходя из имущественного положения должника (пп.4 п.1 ст.63, п.2 ст.333.22 Налогового кодекса РФ).
Основанием для предоставления отсрочки является ходатайство заинтересованного лица, которое прилагается к исковому заявлению (п.1 ст.333.41 НК РФ, п.2 ст.126 АПК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена на срок до 6 месяцев, при этом в течение всего срока проценты на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, не начисляются (п. п.1, 2 ст.333.41 НК РФ).
Разъяснения, касающиеся предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражными судами, приведены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" (далее - Постановление). Указанное Постановление было принято до вступления в силу гл.25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, а также Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г., но в силу того что его положения не противоречат действующему законодательству, можно сделать вывод о том, что арбитражные суды будут руководствоваться им в своей деятельности.
Согласно п.4 Постановления ходатайство может быть изложено непосредственно в исковом заявлении. В то же время ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, поданное до обращения с исковым заявлением, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.
Кроме того, в Постановлении приведены основные требования к ходатайству об отсрочке уплаты государственной пошлины, в частности, указано, что в ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.
К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:
- подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны);
- подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.
Следует отметить, что, как свидетельствует арбитражная практика, отсутствие указанных документов может послужить поводом для принятия судом решения об отказе в удовлетворении ходатайства (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2003 по делу N А13-5257/03-12, ФАС Московского округа от 20.06.2003 по делу N КА-А40/3825-03).
А. П.Кошелев
Издательство "Главная книга"
17.12.2004