Организация, осуществляющая деятельность с нефтепродуктами, представила в налоговый орган заявление и пакет документов на получение свидетельства о регистрации лица, осуществляющего операции с нефтепродуктами. Налоговым органом было принято решение о выдаче указанного свидетельства, о чем организация-заявитель была своевременно уведомлена. Однако в ответ организация уведомила налоговый орган о своем решении выданное ей свидетельство не получать. Может ли налоговый орган на этом основании аннулировать свидетельство и если нет, то правомерно ли в таком случае считать указанную организацию плательщиком акциза на нефтепродукты с момента выдачи ей свидетельства?
Ответ: Нормы, устанавливающие основания для выдачи свидетельств, правила и сроки их выдачи, а также основания для приостановления действия свидетельств или их аннулирования регламентируются положениями ст.179.1 Налогового кодекса и Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" (далее - Порядок).
Так, в соответствии с п.4 ст.179.1 Налогового кодекса и п.17 указанного Порядка налоговый орган обязан выдать свидетельство или уведомить заявителя об отказе в выдаче свидетельства не позднее 30 дней с момента представления им соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов.
При этом, как следует из п.16 Порядка, основанием для отказа в выдаче свидетельства является несоблюдение требований, установленных п.4 ст.179.1 Налогового кодекса, о наличии в собственности заявителя соответствующих мощностей, необходимых для совершения операций с нефтепродуктами.
В случае если эти требования у заявителя соблюдены, у налогового органа отсутствуют основания для принятия решения об отказе в выдаче ему свидетельства.
Для прекращения процедуры рассмотрения представленного на получение свидетельства заявления заявитель должен в официальном порядке подать заявление в налоговый орган с просьбой о возврате ему без рассмотрения представленных в этот налоговый орган документов.
Без наличия указанного заявления прервать процедуру рассмотрения заявления, поданного на выдачу свидетельства, и возвратить представленные документы налоговый орган не имеет права, поскольку согласно п.13 Порядка указанные документы подлежат возврату только в случае выявления их несоответствия установленному в п.9 Порядка перечню, а также несоблюдения правил и требований по заполнению заявления и документов, установленных п.10 Порядка.
Учитывая изложенное, в сложившихся обстоятельствах налоговый орган в целях соблюдения норм ст.179.1 Налогового кодекса должен принять решение о выдаче заявителю свидетельства согласно его заявлению. При этом в соответствии с п.2 ст.179.1 при оформлении этого свидетельства в нем указывается дата его выдачи.
После того как налоговым органом принято решение о выдаче свидетельства, аннулировать его этот налоговый орган может лишь в следующих случаях, предусмотренных в п.5 ст.179.1 Налогового кодекса (и, соответственно, в п.21 Порядка):
представления организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления;
передачи организацией или индивидуальным предпринимателем выданного им свидетельства иному лицу;
завершения реорганизации организации, если в результате реорганизации данная организация утратила право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства;
завершения реорганизации организации в форме выделения или разделения;
изменения наименования организации (изменения фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя);
изменения места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя);
прекращения права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве.
При этом согласно п.22 Порядка, в случае если аннулирование свидетельства производится по заявлению налогоплательщика, свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления на аннулирование свидетельства).
Исходя из изложенных положений ст.179.1 Налогового кодекса отказ заявителя получить свидетельство, решение о выдаче которого принято налоговым органом, не может служить основанием для аннулирования этого свидетельства.
Следовательно, при отсутствии заявления от налогоплательщика об аннулировании ему свидетельства налоговый орган не имеет правовых оснований для этого аннулирования.
Форма свидетельства содержит данные о начале срока его действия. Таким образом, лицо, в соответствии с заявлением которого налоговым органом принято решении о выдаче свидетельства, не подавшее в официальном порядке заявления об аннулировании свидетельства, является плательщиком акциза по операциям с нефтепродуктами (признанным объектом налогообложения в соответствии с положениями ст.182 Налогового кодекса) со дня начала срока действия свидетельства и до момента его аннулирования.
И. А.Давыдова
Советник налоговой службы РФ
III ранга
15.12.2004