В 2005 г. организация будет подавать в арбитражный суд заявление о признании решения налогового органа, принятого по результатам проверки организации, недействительным и последующем возврате излишне взысканного налога на прибыль в сумме 3 млн руб. В каком размере организации необходимо уплатить государственную пошлину при обращении в арбитражный суд?

Ответ: С 1 января 2005 г. порядок уплаты и размеры государственной пошлины регулируются гл.25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ (ст.23 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ).

В соответствии с пп.5 п.1 ст.333.22 НК РФ при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных пп.1 п.1 ст.333.21 НК РФ, то есть подлежащих уплате при подаче искового заявления имущественного характера.

Согласно пп.1 п.1 ст.333.21 НК РФ при цене иска свыше 1 000 000 руб. государственная пошлина уплачивается в размере 16 500 руб. плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 100 000 руб. Из приведенной нормы следует, что размер государственной пошлины в данном случае должен составить 26 500 руб. (16 500 руб. + ((3 000 000 руб. - 1 000 000 руб.) х 0,5%)).

Кроме того, пп.1 п.1 ст.333.22 НК РФ предусмотрено, что при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче организацией в арбитражный суд заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, составляет 2000 руб. (пп.3 п.1 ст.333.21 НК РФ). Следовательно, в данном случае организация должна будет уплатить государственную пошлину в размере 28 500 руб. (26 500 руб. + 2000 руб.), поскольку в ее заявлении одновременно содержатся требования о признании ненормативного правового акта недействительным и о возврате суммы излишне взысканного налога.

В то же время необходимо отметить, что согласно п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Следовательно, обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав заявителя (возвратить сумму налога, взысканного на основании ненормативного правового акта) возникает в силу принятия судом решения о признании данного ненормативного акта недействительным.

На основании вышеизложенного в целях снижения затрат организации, связанных с обращением в арбитражный суд, по нашему мнению, в данном случае целесообразно подавать заявление с требованием только о признании ненормативного правового акта недействительным и, соответственно, уплачивать государственную пошлину в размере, предусмотренном пп.3 п.1 ст.333.21 НК РФ (2000 руб.).

А. П.Кошелев

Издательство "Главная книга"

09.12.2004