Квартирный вопрос бывшего детдомовца

А. ГАРМАШ, Д. КОСИХИН, М. АНОСОВ

Анна Гармаш, докторант ВНИИ МВД России, г. Москва.

Дмитрий Косихин, газета "ЭЖ-Юрист".

Михаил Аносов, газета "ЭЖ-Юрист".

По данным Генпрокуратуры РФ, 40% выпускников учреждений для детей-сирот становятся алкоголиками и наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством, 40% совершают преступления, часть из них сами становятся жертвами криминала. Лишь 10% бывших детдомовцев удается встать на ноги и наладить нормальную жизнь <1>. Безусловно, достойный уровень жизни предполагает наличие собственного жилья. Между тем далеко не все российские дети-сироты обеспечены жилой площадью.

<1> Российская газета (столичный выпуск) 16.12.2011 N 5660 (284).

Трудности социальной адаптации

Цифры статистики выглядят пугающе. Но не удивляют. Ведь известно множество причин, порождающих трудности социальной адаптации бывших детдомовцев в обществе. Одни из главных - недостаточность нормативно-правового регулирования и слабый механизм реализации законодательства в этой сфере.

Так, в России принят - и довольно давно - нормативный правовой акт о дополнительных гарантиях детям-сиротам <2>. Однако в нем не учтено, что недостаточно "просто" дать бывшим детдомовцам жилье, профессию. Их еще надо научить, как всего этого не лишиться. Ведь дети-сироты не приучены заботиться о себе. Раньше-то за них все решали другие. Например, они не понимают, что нужно платить за проезд в транспорте, понятия не имеют, как выглядят некоторые продукты в магазине и сколько они стоят. Именно потому, что в учреждениях, где воспитываются дети-сироты, не уделяется должного внимания подготовке их к взрослой жизни, у многих из них вырабатывается четкая иждивенческо-тунеядская позиция (из-за которой в последующем возникают сложности и неправильное восприятие жизни).

<2> Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

Навыки выживания в незнакомой среде

Просто необходимо в каждом детском доме не позднее чем за полгода до выпуска (а лучше еще раньше) организовывать обучение ребят навыкам выживания в новой среде, в том числе экономии и планированию расходов, кулинарным азам и составлению рационального меню, поведению в общественных местах и многому другому. Кроме того, очень важным является правовое воспитание подростков - перед выпуском из воспитательного учреждения они должны иметь представление о том, что им положено по закону, уметь этого добиваться, знать, как обращаться в различные инстанции. Эти дети должны почувствовать, что, несмотря на лишения и трудности, которые им пришлось испытать, жизнь только начинается, и быть уверенными в том, что государство окажет необходимую помощь, не только предоставив гарантии на образование и трудоустройство, но и решив жилищную проблему.

К сожалению, программа по обеспечению жилой площадью детей-сирот работает недостаточно хорошо, поэтому данная проблема полностью решена только в Москве <3>. Связано это не только с пробелами законодательства в указанной сфере, но и с нежеланием чиновников, прикрывающихся отсутствием средств в местных бюджетах, выполнять возложенные на них обязанности.

<3> Материалы круглого стола, посвященного проблемам бездомности в Москве, прошедшего 26.01.2012 // http:// www.rosbalt.ru/ moscow/ 2012/ 01/ 25/ 937685.php.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение бывших детдомовцев (если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения) вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, а не местными органами самоуправления. Права на внеочередное обеспечение бывших детдомовцев жилым помещением обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 Закона N 159-ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами РФ (ст. 5 Закона N 159-ФЗ). Судебная практика это также подтверждает <4>.

<4> Определение КС РФ от 05.02.2009 N 250-О-П.

Дело в желании помочь

Понятно, что финансовые возможности столицы и регионов различны, но и количество детей-сирот, ежегодно выпускаемых из воспитательных учреждений Москвы, гораздо больше, чем в некоторых субъектах РФ вместе взятых, да и цены на жилье просто несопоставимые. Вероятно, дело в отсутствии не только финансирования, но и желания помочь одним из самых незащищенных членов общества.

Предоставление бесплатного жилья бывшим детдомовцам - важнейшая обязанность государства и общества. Но следует отметить, что сохранение за ними этого жилья - задача не менее важная. И 29 декабря 2012 года наконец-то сделан огромный шаг в этом направлении - Президент РФ подписал Федеральный закон N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Поправки касаются обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот.

Орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого находится место жительства такого ребенка, однократно предоставляет ему благоустроенный жилой дом (квартиру) по договору найма специализированного жилого помещения (это основное и кардинальное отличие от того, что было раньше). При этом данное лицо должно достигнуть 18 лет или до того, как станет совершеннолетним, приобрести полную дееспособность (хотя региональным законодательством могут быть предусмотрены и иные случаи).

Совершеннолетним лицам дана возможность подать письменное заявление о предоставлении жилья, в частности, по завершении обучения в образовательном учреждении профобразования либо по окончании прохождения военной службы по призыву или отбывания наказания в исправительном учреждении.

Жилые помещения должны предоставляться по срочному договору найма - на пять лет. Его действие можно продлить не более одного раза, если выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости содействовать нанимателям в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока такого договора и при отсутствии названных факторов это жилье будет передаваться на условиях социального найма.

Искоренить мошенничество

Вместе с тем Закон N 15-ФЗ вступит в силу только с 01.01.2013. Но действие положений ст. 8 Закона N 159-ФЗ в его редакции от 29.12.2012 и ЖК РФ в редакции от того же числа должно будет распространяться на правоотношения, возникшие и до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали ранее принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Такой отдаленный момент вступления в силу столь необходимых поправок обусловлен прежде всего созданием благоустроенного специализированного жилого фонда, формированием списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, и многими другими факторами. Самое главное, чтобы все, что закреплено в Законе, заработало в полную силу и удалось бы искоренить случаи мошенничества в отношении жилья бывших детдомовцев.

До недавнего времени дети-сироты нередко подвергались атакам различных мошенников, которые, используя лазейки в законе, пытались завладеть (и часто завладевали) их жильем. А лазейки эти возникали из-за несоответствия федерального и регионального законодательств.

Схема-ловушка

Согласно ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Часть 4 указанной статьи закрепляет, что, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 01.02.2010) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных законодательством РФ.

Достаточно легко прослеживалась мошенническая схема, суть которой состояла в следующем: бывшего детдомовца всеми возможными способами убеждали жениться или выйти замуж за определенного человека, чтобы потом на законных основаниях завладеть частью (или целиком) его жилплощадью. Как правило, убедить детдомовца вступить в брак не составляло труда, ведь во время "обработки" его кормили, поили, одевали, давали карманные деньги, развлекали. Детдомовцы не привыкли жить в одиночку, и такая компания казалась им вполне приятной, а различные методы воздействия, в том числе и на психику (многие из детей-сирот страдают неуравновешенной психикой и легко внушаемы), довольно быстро приводили к намеченной цели. В результате сирота в лучшем случае оказывался после развода и раздела имущества в непригодном для нормального существования жилье, а в худшем - пропадал без вести.

Контролируемый процесс

Такая ситуация наблюдалась в большинстве субъектов РФ. В связи с этим хотелось бы отметить положительный опыт г. Москвы по предотвращению подобных афер с жилплощадью, который начал формироваться задолго до принятия указанных поправок. Еще десять лет назад судьба выделенных городом квартир никак не отслеживалась. Но когда этот процесс стали контролировать, оказалось, что почти половина выпускников сиротских учреждений за это время потеряли свое жилье: продали, обменяли или просто подарили. И виной всему было как раз предоставление квартир по договору социального найма.

Для исправления ситуации был принят ряд нормативных актов, основным из которых стал Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". В соответствии с ч. 1 ст. 13 этого Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот вне очереди однократно предоставлялось благоустроенное жилое помещение по договору безвозмездного пользования. Согласно такому договору ребенок не имел права ни продать, ни обменять, ни приватизировать предоставленное ему жилье. Все это время он оплачивал только коммунальные услуги.

Договор безвозмездного пользования заключался на пятилетний срок. Когда истекал срок его действия, мог быть заключен другой договор - социального найма. Но только в том случае, если человек проявил себя с положительной стороны: платил квартплату, получал образование, работал, вел нормальный образ жизни. Каждый случай рассматривался индивидуально, решение принимала специальная комиссия. С теми, кто вел асоциальный образ жизни, вновь перезаключался договор безвозмездного пользования на тот же срок. А таких ребят, к сожалению, большинство. По статистике, только десятая часть детей-сирот, получивших квартиры по договору безвозмездного пользования, были признаны добросовестными пользователями квартир.

Полезные ограничения

Нельзя однозначно сказать, что меры, принятые в отдельно взятом субъекте РФ, являлись единственно правильными. Однако с момента их введения количество мошенников, наживающихся на сиротах, уменьшилось во много раз, так как любое усложнение преступной схемы ведет к длительному процессу ее реализации, часто с непредсказуемым финалом. Ведь нужно было не просто "женить" детдомовца, но и "продержаться" в браке не менее пяти лет для того, чтобы с ним был заключен договор социального найма со всеми положенными по закону правами на пользование и распоряжение жилплощадью.

Однако по иерархии источников права федеральное законодательство стоит выше, чем законодательство субъектов РФ, исходя из чего запрет на приватизацию, обмен и прочие операции с недвижимостью можно было оспорить, чем также пользовались мошенники, обращаясь от имени детей-сирот в суд и прокуратуру. Вместе с тем анализ неутешительной статистики показывает, что там, где не было ограничений (хотя бы на некоторый срок) в распоряжении жилым помещением бывшим детдомовцем, более половины таких подростков оказывались на улице. В результате они пополняли ряды бездомных и зачастую становились преступниками.

Плоды просвещения

В этой связи необходимо заранее доводить до сведения подростка еще в учебном заведении, где он воспитывался (лучше не только устно, но и в виде учебного пособия), информацию о наиболее распространенных способах мошенничества, которые могут быть применены в отношении его жилплощади и другого имущества. Детдомовцы должны знать, что все имущество, нажитое в браке, по закону делится пополам между супругами, включая квартиру или жилой дом, если только недвижимость не стала собственностью сироты до вступления в брак, а также не была ему подарена или завещана. Кроме того, эти подростки должны очень внимательно относиться ко всем документам, которые подписывают, так как от этого зависит их дальнейшая жизнь.

Поправки в законодательство, регулирующее вопросы обеспечения жилплощадью бывших детдомовцев, должны были быть приняты уже давно. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Теперь самая главная задача - так отладить механизм реализации законов, чтобы дети-сироты действительно были защищены государством и почувствовали заботу общества, а также смогли понять, что свое жилье - это большое благо, его необходимо ценить.