Об ответственности за отсутствие апостиля на сертификатах о подтверждении статуса иностранного налогоплательщика, представленных для устранения двойного налогообложения по НДФЛ и налогу на прибыль

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 16 сентября 2013 г. N ОА-4-13/16590@

Федеральная налоговая служба в связи с письмом рассмотрела обращение ООО по вопросу необходимости апостилирования сертификатов о подтверждении налогового статуса налогоплательщика в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения и сообщает следующее.

Статьей 1 Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов и вводящей их апостилирование, установлено, что в качестве таких документов рассматриваются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства.

Выполнение упомянутой функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между государствами отменяют данную процедуру.

Положений, отменяющих апостилирование иностранных официальных документов, действующее законодательство Российской Федерации не содержит. Международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам не распространяются на административные, в том числе налоговые, правоотношения.

Таким образом, сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, если иное прямо не предусмотрено международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.

Большинство международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения подобных положений не содержит. В этой связи в последние годы при проработке проектов протоколов к договорам об избежании двойного налогообложения Россией предлагается включение пункта о том, что сертификат о резидентстве или любой иной документ, выданный компетентным органом Договаривающегося государства или его уполномоченным представителем, не требует легализации или апостиля для целей применения в другом Договаривающемся государстве, включая использование в судах или административных органах.

Согласно положениям ст. ст. 232 и 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по представлению упомянутых выше сертификатов возлагается на иностранных налогоплательщиков. Поэтому отсутствие апостиля на таких документах не может служить основанием для привлечения налогового агента - российской организации к ответственности, предусмотренной частью первой Кодекса.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

А. Л.ОВЕРЧУК

16.09.2013